Приём учащихся в первые классы осуществляется на основании п.2 статьи 159 Кодекса РБ об образовании

17-04-2017
  1. В первый класс принимаются лица, которым на 1 сентября соответствующего года исполняется шесть и более лет.

  2. По желанию одного из законных представителей ребёнка допускается приём в 1 класс лица, которому шесть лет исполнится в период  с 1 по 30 сентября соответствующего учебного года.


Для зачисления в  первые классы в учреждение образования необходимо предоставить следующие документы:

  1. Заявление (заполняется законным представителем на специальном бланке в учреждении образования).

  2. Медицинскую справку о состоянии здоровья ребёнка.

  3. Копию свидетельства о рождении ребёнка.

 

***

1 сентября – знаменательный день для первоклассников и их родителей. Этот первый шаг ребёнка на пути к взрослой жизни – событие радостное и вместе с тем вызывающее немало беспокойства. Ведь нередко ребёнок спустя всего одну-две недели после 1 сентября уже с нежеланием идёт в школу, куда раньше так рвался.   Почему это происходит?    Как родителям помочь своему малышу справиться с возможными разочарованиями и трудностями школьной жизни?

  - Почему зачастую ожидания ребёнка, связанные со школой, не оправдываются?

В жизни 6 – 7 летнего ребёнка наступает период, когда приходится менять свой статус – становиться школьником. Это весьма и весьма непросто. Всё вдруг меняется в жизни малыша: всё подчиняется учёбе, школе – новые контакты, новые отношения, новые обязанности.

Чтобы ребёнок успешно учился, он, прежде всего,  должен хотеть идти в школу. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых (в первую очередь родителей) к обучению в школе.

Очень часто приходится сталкиваться с двумя крайностями:

Первая крайность: ребёнка «запугивают» школой. Говорят: «Вот пойдёшь в школу, там…». Это делать крайне не желательно, т.к. у ребёнка может возникнуть страх перед школой.

Вторая крайность: ребёнку говорят, что школа – это сплошной праздник, где будет весело и интересно.

Но школа – это не детский сад с его утренниками и развлечениями, хотя праздники, конечно, будут и в школе, а каждодневный труд, который потребует от ребёнка больших усилий.

И успешность обучения будет зависеть не только от способностей ребёнка, но и от его усидчивости, от способности к длительным волевым усилиям.

  -  Как родители могут помочь ребёнку адаптироваться к школе?       

     Задача родителей – создать в семье такую обстановку, которая подготовит ребёнка к успешной учёбе и позволит ему чувствовать себя в школе комфортно. Для этого мамам и папам первоклассника следует изрядно потрудиться.

¨ Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребёнком. Проходя по улице, находясь в магазине, обращайте внимание ребёнка на слова-надписи, которые окружают нас повсюду. Объясняйте их значение. Считайте деревья, шаги, проезжающие мимо машины.

¨ Учите ребёнка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность. Например, наблюдение за погодой, очертаниями облаков.

¨ Помогите ребёнку овладеть информацией, которая позволит ему не теряться. Удостоверьтесь, что ваш ребёнок помнит своё полное имя, номер телефона, домашний адрес, имена родителей, это поможет ему в незнакомой ситуации.

¨ Приучайте ребёнка к самостоятельности в повседневной жизни. Чем больше ребёнок может сделать самостоятельно, тем более взрослым он себя ощущает, а это для него очень важно! Ребёнок должен чувствовать себя в любой обстановке так же естественно, как дома. Научите его внимательно относиться к своим нуждам, своевременно и естественно сообщать о них взрослым, Например, пусть он попробует спросить в поликлинике, где находится туалет, или сам займёт очередь к специалисту.

¨ Приучайте ребёнка содержать в порядке свои вещи. Во многом от того, как ребёнок умеет организовывать своё рабочее место, зависят его школьные успехи. Заранее подготовьте рабочее место ребёнка дома: пусть у него будет свой рабочий стол, свои ручки и карандаши. Пусть он несёт ответственность за порядок здесь.

 

¨  Приучайте малыша к хорошим манерам. Ещё до школы в обиход ребёнка должны войти вежливые просьбы и слова «спасибо», «извините», «можно ли мне». Не старайтесь научить этому с помощью нравоучений или приказов. Действуйте с помощью вежливых просьб. Ребёнок непременно скопирует ваш стиль!

¨  Нужно делиться с ребёнком добрыми воспоминаниями о школьных годах, смешными историями из школьной жизни, рассказами о друзьях детства. Это наполнит его душу радостным ожиданием.

¨ Поддержите в ребёнке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах, серьёзное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость школьной учёбы. В каждой работе обязательно найдите, за что можно похвалить малыша. Помните, что эмоциональная поддержка способна заметно повысить его интеллектуальные достижения! Дайте ребёнку почувствовать, что он может рассчитывать на вашу поддержку в любой ситуации.

¨ Составьте вместе с первоклассником распорядок дня и следите за его соблюдением.

¨ Не пропускайте трудности, которые могут возникнуть у ребёнка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если вас что-то беспокоит в поведении ребёнка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

¨ Помните, что с поступлением в школу в жизни вашего ребёнка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение ребёнка о своём педагоге!

¨ Не забудьте, что поступление в школу не должно лишать жизнь ребёнка многообразия, радости. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игр.

- Часто заботливые родители, желая видеть в своём ребёнке успешного школьника, с 1-го класса активно помогают ему с домашними заданиями, критически относятся к его отметкам. Правильно ли это?

      Если родители хотят воспитать преуспевающего в учебе ребенка, то они должны помнить, что только самостоятельность порождает в малыше стремление к знаниям. И основной урок, который он должен усвоить с 1-го класса, - это самостоятельность. В связи с этим вот несколько рекомендаций родителям:

 

¨ После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо два – три часа отдыха (а в первом классе хорошо бы часа полтора поспать) для восстановления сил. Лучшее время для приготовления уроков с 15 до 17 часов.

¨ Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минутные «переменки», лучше, если они будут подвижными.

¨ С самого начала не стоит делать уроки с ребенком или, тем более, за него.

¨ Не стоит регулярно проверять домашнее задание, если ребенок сам об этом не просит.

¨ Постарайтесь не надоедать ребенку вопросами и упреками по поводу его отметок.

¨ Постарайтесь не делать ребенку критических замечаний, когда он делает уроки. Не стоит выяснять отношения и комментировать его действия. Фраза типа: «Если бы ты хорошо слушал в школе, то смог бы решить эту задачу», «Если бы ты не отвлекался все время, то давно бы сделал уроки», сосредоточенности не способствуют.

          Мамы и папы должны помнить: не надо упрекать ребенка в том, что он не справляется со школьными требованиями, что он не оправдал родительских ожиданий. Ребенок сам недоумевает, почему у него ничего не получается, а тут самые близкие люди, на поддержку которых он рассчитывает, ругают и наказывают. Поэтому поддерживайте ребенка в его начинаниях! 

Учтите, что даже «совсем большие» дети, мы часто говорим «ты уже большой» 7-8 летнему ребёнку, очень любят сказку перед сном, песенку и ласковое поглаживание.

Всё это успокаивает их, помогает снять напряжение, накопившееся за день, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношения, не обсуждать завтрашнюю контрольную работу и т.п.

Завтра новый день и вы должны сделать всё, чтобы он был спокойным, добрым и радостным.

 

Рекомендации родителям по адаптации первоклассников

Для преодоления адаптационного периода родителям следует создать дома благоприятную обстановку. Для этого:

Отправляйте ребенка в школу и встречайте с хорошим настроением. Утром обязательно накормите ребенка завтраком и пожелайте ему хорошего дня. Ни в коем случае не читайте нотации. А когда первоклассник вернется, не спрашивайте первым делом об оценках и поведении. Дайте ему расслабиться и отдохнуть.

Не требуйте от ребенка многого. У вашего первоклассника может не сразу что-то получаться с учебой. Не стоит ждать от него результатов, как у вундеркинда. Ни в коем случае не кричите на него, не ругайте его из-за ошибок и неудач. Он должен привыкнуть к своей новой роли – ученика. Позднее у него обязательно все будет получаться.

Всегда оказывайте свою поддержку. Обязательно хвалите первоклассника за малейшие успехи. Выслушивайте его рассказы об уроках, отношениях с одноклассниками. Помогайте собирать портфель, готовить школьную форму.

Следите за тем, чтобы у ребенка не было перегрузок - один из важных советов родителям первоклассников. Постоянное переутомление приведет к проблемам со здоровьем и ухудшением учебы. Лучше пока повременить с кружками или секциями. Обязательно давайте ребенку отдых после «трудового дня», но не перед компьютером или телевизором, а с игрушками или на улице. Если малыш хочет спать, предоставьте ему эту возможность.

Если не ладятся отношения с одноклассниками, устройте детский праздник дома. Пригласив весь класс на родную территорию, ребенок будет чувствовать себя свободнее и сможет проявить себя активнее.

"Учитель плохой!" При негативном отношении ребенка к своему учителю родителям следует обязательно провести беседу в присутствии трех сторон (родителя, ученика и учителя) и выяснить отношения в корректной форме. Ведь ребенку придется еще 3 года работать с этим человеком!

Надеемся, указанные выше рекомендации родителям первоклассников помогут вам преодолеть стресс ребенка, и он будет с удовольствием идти в родную школу.

 ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

Психологическая готовность к обучению в школе - это комплексная характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.

«Готовность к школе» - это определенный набор знаний и умений, хотя уровень их развития может быть разный. Составляющими этого набора, прежде всего, является мотивация, личностная готовность, в которую входят «внутренняя позиция школьника», волевая и интеллектуальная готовность.

Мотивационная готовность – наличие у ребенка желания учиться. Возникновение осознанного отношения ребенка к школе определяется способом подачи информации о ней. Важно чтобы сообщаемые детям сведения о школе были не только поняты, но и прочувствованы ими. Личностная готовность к школе выражается в отношении ребенка к школе, учителям и учебной деятельности, включает так же формирование у детей таких качеств, которые помогли бы им общаться с учителями и одноклассниками.

Интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умения выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.

!!! Ребенок, идущий в школу, должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. При этом важно положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач.

Необходимые предпосылки учебной деятельности будущего первоклассника:

  • умение детей сознательно подчинять свои действия правилам,

  • умение ориентироваться на заданную систему требований,

  • умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме,

  • умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

Эти параметры развития произвольности являются частью психологической готовности к школе, на них опирается обучение в первом классе.

Кроме указанных составляющих психологической готовности к школе, выделяют уровень развития речи.

!!! Речевая готовность детей к обучению прежде всего проявляется в их умении пользоваться для произвольного управления поведением и познавательными процессами. Не менее важным является развитие речи как средство общения и предпосылки усвоению письма. Об этой функции речи следует проявлять особую заботу в течение среднего и старшего дошкольного детства, так как развитие письменной речи существенно определяет прогресс интеллектуального развития ребенка.

Основные задачи при подготовке детей к школьному обучению:

  • развитие умения подчинять свои действия определенному правилу, слушать и точно выполнять указания взрослого (волевая готовность),

  • воспитание интереса и желания учиться в школе (мотивационная готовность),

  • развитие речи,

  • развитие внимания,

  • развитие памяти,

  • развитие наглядно-образного мышления,

  • развитие мелкой моторики (зрительно-моторная координация).

Умственная готовность ребенка к школе

Дошкольник обычно с удовольствием изучает буквы, стремится научиться читать и писать, проявляет высокую любознательность, изводя взрослых своими «почему?» и «хочу в школу».

Но не только умение писать, читать и считать определяют готовность к школе. Конечно, хорошо, если до школы ребенок умеет читать и писать. Но это всего лишь такой же навык (хотя и очень важный для развития ребенка), как катание на велосипеде или игра на музыкальных инструментах. Само чтение и умение считать не являются физиологическими механизмами памяти, мышления, воображения и речи. Они развивают ребенка только в том случае, когда, опираясь на этот навык, родители продолжают совершенствовать психические процессы ребенка. Часто наблюдается такая картина. Родители все свои силы отдают тому, чтобы научить ребенка читать и считать, и, как только он освоит задачу, заканчивают процесс обучения. Но на самом деле работа только начинается. Ведь чтение и счет не должны становиться самоцелью. Нужно учитывать всю многогранность процесса развития ребенка, совершенствовать речь, внимание, мышление, память.

Важнее само желание узнать новое, а оно не возникнет, если ребенку трудно воспринимать и запоминать новый материал. Следовательно, для того, чтобы появилось это желание необходимо развивать психические процессы.

Память - способность воспроизводить, запоминать, что очень важно для обучения в школе. Многие родители переживают, что у их ребенка «дырявая» память (не запоминает стихи, не может вспомнить свой адрес), боятся сложностей в учебе. Действительно, в школе необходимо запоминать много информации, а без запоминания и воспроизведения предыдущего материала невозможно усвоение нового. Для школы важно, чтобы ребенок мог управлять своей памятью, ставить перед собой осознанную цель — запомнить, приложив силу и волю. А для этого ему нужно помочь освоить приемы запоминания: повторение, выделение смыслов, разделение на части, схемы. Чем больше родители будут тренировать память детей, тем легче им будет учиться, усваивать новое. Например, рассказав сказку, можно попросить ребенка нарисовать картинки, а затем по ним пересказать сюжет.

Слух - почти всю информацию об окружающих предметах и явлениях дошкольник узнает на слух. В школе 70% учебного времени отводится на то, чтобы слушать учителя, ответы одноклассников. Поэтому важно развивать активное слушание, способность удерживать внимание на важной информации, не отвлекаясь на посторонние звуки. Активное слушание развивается при чтении вслух сказок, историй. Расскажите ребенку сказку и попросите пересказать ее любимой игрушке. Эти игры развивают слуховое внимание. Если, занимаясь с ребенком или что-то объясняя ему, вы замечаете, что он зевает, вертится, отвлекается, то следует изменить громкость голоса, темп речи.

Внимание — способность к сосредоточению при выполнении определенных действий, выделение объектов среди других (знаки, рисунки, лица) необходимы для умения увидеть и удерживать образы, возникающие в процессе обучения. Пример: по дороге из детского сада спросите у ребенка, во что были одеты его друзья, поинтересуйтесь, какого цвета был бант у подружки, куда она положила игрушку, которой играла. Эти задания научат ребенка быть наблюдательным и внимательным.

Пространственная ориентация - способность различать местоположение предметов, учитывать их перемещение необходимо для общей ориентировки в пространстве и на бумаге. Чтобы это не вызвало затруднений у первоклассника, нужно заранее подготовить его и научить четко ориентироваться в пространстве. Для этого полезно поиграть с ним в игры. Например: спрятав что-то, направляйте его поиск командами - далеко, близко, слева, справа. Идя по улице, рассуждайте, что где находится. Эти занятия помогут ребенку уверенно ориентироваться не только в окружении, но и на бумаге.

Мышление - умение сравнивать предметы и явления, выделять важные признаки, связно отвечать на вопросы, рассуждать, продолжить незаконченное предложение.

Мелкая моторика - «чем умнее рука, тем умнее ваш малыш». Развитие тонких движений пальцев руки, напрямую связано с развитием больших полушарий головного мозга, а значит чем точнее и тоньше движение руки, тем лучше развивается мозг. Хорошо развитая мелкая моторика поможет ребенку в выработке красивого почерка.

! Желательно заниматься с детьми специальными упражнениями каждый день 15—30 мин. Главное в занятиях не количество часов, а их регулярность.

Для родителей будущих первоклассников:

  • повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, нужно сделать перерыв, вернуться к нему позднее или предложить ребенку более легкий вариант;

  • не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса;

  • будьте терпеливыми, не спешите, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности;

  • в занятиях с ребенком нужна мера, не заставляйте ребенка делать упражнение, если он вертится, устал, расстроен;

  • дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия, поэтому при проведении занятий выбирайте игровую форму;

  • развивайте в ребенке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма;

  • научите ребенка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: все это ему пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы;

  • избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.

ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Одним из важнейших условий успешного обучения ребенка в школе является хорошая дошкольная подготовка, которая предполагает достаточный уровень речевого и интеллектуального развития.

К первому классу необходимо сформировать у детей умения:

  • правильно произносить все звуки родного языка;

  • познакомить с буквами русского алфавита;

  • развить навыки выкладывания букв из палочек, кубиков, мозаики, «печатания», лепки их из пластилина;

  • делить на слоги одно-, двух-, трёх- и четырёхсложные слова;

  • выделять заданный звук из ряда звуков, слогов, слов;

  • выделять гласные и согласные звуки;

  • определять на слух твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные;

  • определять место звука в слове, количество и последовательность звуков;

  • проводить звуковой анализ слов, состоящих из 3 – 5 звуков;

  • анализировать простые предложение и составлять их графическую схему;

  • согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже;

  • развивать навыки словоизменения и словообразования;

  • полно и кратко пересказывать небольшие тексты, составлять описательные рассказы, рассказы по картине и по серии картин, рассказы из личного опыта.