25-05-2015

 

 

 

 

                                                                             УТВЕРЖДЕНО

                                                   Протокол  методического совета

                                                                             16.09.2014 №1

 План работы

МО учителей истории и обществоведения 

на 2014 – 2015 учебный год

 Тема: “Оптимизация образовательного процесса в преподавании истории и обществоведения”

 Основная цель: повышения качественного уровня преподавания истории и обществоведения путем оптимизации форм им методов работы учителя.

 Проблемное поле деятельности:

– изучение нормативной правовой и учебно-методической базы, особенностей организации образовательного процесса по истории и обществоведению;

– оптимизация образовательного процесса по предметам историко-обществоведческого цикла на основе применения современных образовательных технологий;

– создание оптимальных условий для реализации способностей каждого ученика, как на уроке, так и во внеурочное время, повышение роли учащихся в образовательном процессе;

– совершенствование внеклассной  (в т. ч. краеведческой) работы;

-  изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта;

- повышение профессионализма и мастерства педагогов.

 Основные задачи:

1. Разнообразить формы, методы и содержание  уроков и внеклассной деятельности.

2. Повышение уровня дидактического обеспечения урока и кабинета истории.

3. Рост роли учащихся путем применения тех форм и методик, которые позволяют раскрыться потенциалу детей.

4. Повышение практической составляющейметодической деятельности педагога с использованием таких форм взаимодействия как панорама педагогического опыта, мастер- класс и др.

5. Учителю обратить внимание на:

• активизацию внеклассной (и в т. ч., при повышении роли краеведческой работы);

• качественную организацию учебно-исследовательской деятельности учащихся;

• подготовку учащихся к предметным олимпиадам и конкурсам;

• повышение уровня преподавания на факультативных занятиях;

• систему подготовки учащихся в выпускным экзаменам и ЦТ;

• обобщение передового педагогического опыта учителей на более высоком уровне и выступление  в предметных методических изданиях;

• другое.

 Заседание 1

Тема: «Оптимизация процесса историко-обществоведческого образования посредством использования интерактивных технологий»

 Цельпроведения:формирование условий оптимальной организации образовательного процесса как главной предпосылки повышения эффективности преподавания истории и обществоведения.

Дата проведения – ноябрь 2014 г.

Место проведения: Боровобудский ДССШ

Форма проведения –  семинар-практикум.

 Проблемное поле:

І. Вступительная часть

1. Программа заседания.

2. Цели и задачи.

 

ІІ. Учебно-методический блок

3.Сущность понятия «интерактивные методы и технологии». Ведущие признаки (особенности) интерактивных методов обучения (Варганов В. В., Ворновская СШ).

4. Особенности применения интерактивных методов обучения на уроках истории и обществоведения (Варганов В. В., БШ № 2 г. п. Корма)

5. Использование интерактивных методов и  приемов активации мыслительной деятельности учащихся на различных этапах современного урока. (Творческие задания Работа в малых группах. Изучение и закрепление нового информационного материала Обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем. Разрешение проблем. Оценивание на интерактивных учебных занятиях. Другое) – руководитель РМО Варганов В.В., Коротун Л.Н. – Хизовская СШ, Меньков Ю.В. – Боровобудский ДСБШ.

6.Использование интерактивных методов и  приемов во внеклассной деятельности (Головнева И.М.-  СШ № 1 г.п.Корма, Ривоненко Д.А.- Литвиновичская СШ).

ІІІ. Практический блок

7. Моделирование интерактивного занятия (работа в группах):

Группа 1: моделирование урока с использованием интерактивных методов.

Группа 2: моделирование внеклассного мероприятия с использованием интерактивных методов.

8. Презентация группами своих мини проектов.

 ІV.Заключительный блок

9.Выработка общих рекомендаций учителю по применению интерактивных методов и приемов на уроках истории и внеклассной деятельности.

 Литература

Вагин А.А. Методика обучения истории в школе. М., 1972 г.

Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. М., 2003

Кашлев С. С. Технология интерактивного обучения. Мн., 2005.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998 г.

Петрова Л.В. Нетрадиционные формы занятий по истории в V-VI классах. // Преподавание истории в школе. №4, 1987 г.

Дайри Н.Г. Обучение истории в старших классах средней школы.

Нянковский М.А. Неизвестное об известном. Интеллектуальные игры для школьников. Ярославль, Академия развития, 1997.

Основы разработки педагогических технологий и инноваций. Астр. 1998 г.

Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства. М., 2001 г.

Ларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели. М., 1997 г.

Кишенкова О.В., Короткова М.В. История для любознательных, задачник 5—11 кл., М.: Дрофа, 1996.

Кулагина Г.А. Сто игр по истории. М.: Просвещение, 1999г, с. 76—77.

Заседание 2

 Тема: « Использование ИКТ в образовательном процессе на уроках истории и обществоведения»

Цель проведения: содействовать оптимизации образовательного процесса при преподавании истории и обществоведения с помощью ИКТ.

Дата проведения – февраль 2015 г.

Место проведения: Литвиновичская СШ

Форма проведения –  круглый стол.

Проблемное поле:

І. Вступительная часть

1. Программа заседания.

2. Цели и задачи.

 

ІІ. Учебно-методический блок

3. Что такое ИКТ и их потенциальные возможности (Лазебная И.А. – Дубовицкий ДСБШ).

4.Формы и методы применения ИКТ на уроках (Варганов В. В.- БШ № 2 г. п. Корма, Торопов Л.В. – Лужковский ДСБШ) и во внеклассной деятельности ( Мироненко И.В. – гимназия г.п.Корма, Игнатенко И.В. – СШ № 1 г.п.Корма»).

 ІІІ. Практическая часть

  1. Посещение открытого занятия с использованием ИКТ.

  2. Использование ИКТ: из опыта работы («открытый микрофон», участники – все педагоги)..

 ІV.Заключительный блок

7.Принятие методических рекомендаций по подготовке детей к олимпиадам (конкурсам).

8.  Рефлексия.

 Литература

 Афанасьева, О. В. Использование ИКТ в образовательном процессе. [Электронный ресурс] . Режим доступа:http://www. pedsovet.org/2009/0527-16.htm

Белиловская М.Е. Информационные технологии в образовании. -«Информатика ПС» 1999г, № 47 с.29

Вихор, В.Т. Информационные технологии в система образования / В.Т.Вихор  // Народная асвета. - 2003.-  №5. 

Женина Л.В., Маткин А.А.  Подготовка учителей истории к использованию ИКТ в профессиональной деятельности.- «ИКТ в образовании», Вестник ПГПУ, выпуск 1.

Жуковская, А.В. Мультимедиа-технологии в современной школе /А.В.Жуковская // Веснік адукацыі.- 2004.- №5. 

Запрудский, Н.И.Современные школьные технологии /Н.И.Запрудский // Минск. - 2010.

Иванов Д.А., Митрофанова К.Г., Соколова О.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. –М.: 2003.

Информатизация образования: декларации и реальность. // Информатика 1995.№ 8, с.12.

Информационные технологии в образовании – шаг в будущее. -                    « Учитель». 2002. - № 4. – С.53.

Киреева Е.Д. Анализ перспективного развития существующих форм образовательных Интернет-проектов . «Инновации в образовании». 2002.    № 4. с.38-39.

Матрос Д.Ш., Полев Д.М., Мельникова Н.Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. «Школьные технологии» 1999 №2 с. 10-21, №3 с.3-19.

Полочанская ,Т.И. Использование информационных технологий в повышении качества знаний учащихся / Т.И. Полочанская // Адукацыя і выхаванне.- 2006. -№6.

Розов Н. Х. Некоторые проблемы методики использования информационных технологий и компьютерных продуктов в учебном процессе средней школы.// Информатика. 2005 № 6, с. 26.

 Интернет – ресурсы

 

         http://pedsovet.su/

         www.school-collection.ru

         http://members.tripod.com/~sesna/oldeast/

         http://rome.webzone.ru/

         http://www.kemet.ru/

         http://www.magister.msk.ru/library/revolt/revolt.htm

         www.consultant.ru

  

Заседание 3

 

Тема: «Организация и содержание краеведческой работы учителя истории и обществоведения»

 Цель:реализация практических умений педагогов по организации краеведческой работы.

Дата проведения – май 2015 г.

Место проведения: Ворновская СШ.

Форма проведения –  краеведческая олимпиада школьников.

 Проблемное поле:

І. Вступительная часть

1. Программа заседания.

2. Цели и задачи.

 

ІІ. Учебно-методический блок(заочно)

3.Методические основы организации краеведческой работы (Варганов В. В., Ворновская СШ).

4.Анализ основных форм организации краеведческой деятельности в школе по истории и обществоведению (Кудрявец О.В. – Кляпинский ДССШ, Леоненко В.В. – Барсуковский ДССШ).

 

ІІІ. Практический блок

5.Ученическая краеведческая олимпиада, посвященная 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

 

ІV.Заключительный блок

6.Подведение итогов.

 

Литература

Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству. М. : Знание, 1981.

Варганаў Валерый. Пазакласная дзейнасць па гісторыі. /Беларускі гістарычны часопіс. 2011, №7.

Варганаў Валерый. Тыдзень гісторыі ў школе /Беларускі гістарычны часопіс. 2012, №1.

Варганаў Валерый. Методыка вывучэння вуснай гісторыі: з вопыту работы Ворнаўскай сярэдняй школы. /Беларускі гістарычны часопіс. 2013, №7. С. 41 – 50.

Варганаў Валерый. Краязнаўчая крынічка. Легенды і паданні нашага краю. Нарысы гісторыі Кармяншчыны/ Зара над Сожам. 2013 -2014 гг.

Варганаў Валерый. Нарысы гісторыі Кармяншчыны. Ч. 1/ Карма: Кормянский РУМК, 2014.

Варганаў Валерый. З вопыту арганізацыі вучэбных экскурсій. /Беларускі гістарычны часопіс. 2011, №11.

Коротаева Е. В. Активизация познавательной ддеятельности учащихся. Екатеринбург, 1995 .Левит Р. Д. “Развитие творческих способностей у школьников”. Научно-практический журнал “Завуч” №6 М. : Педагогический поиск, 1999.

Озерский И. З. Начинающему учителю истории. М.: “Просвещение”, 1989.

             Внимание: 

  1. 1.      Обращаем внимание молодого специалиста: на протяжении 2013 – 2014 гг. на страницах предметных журналов “Беларускі гістарычны часопіс” и “Гісторыя і грамадазнаўства” осуществлялась публикация материалов в помощь молодому учителю истории.

  2. 2.      Рекомендуем педагогам подписаться на предметные методические журналы “Беларускі гістарычны часопіс” и “Гісторыя і грамадазнаўства”, в которых на протяжении учебного года будут публиковаться материалы в помощь молодому педагогу и по тематике нашего МО.

  3. 3.      Предлагаем педагогам в 2014 – 2015 уч. г. обобщить свой педагогический опыт в виде публикаций в предметных методических журналах.

 

Руководитель РМО                                                                              В. В. Варганов

Методист Кормянского РУМК                                                       Е. А. Джишкариани