08-02-2017
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ И ЗАТРУДНЕНИЯ ПЕДАГОГОВ
ПРИ ОБОБЩЕНИИ СОБСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Дивакова Татьяна Александровна, методист
ГУО «Академия последипломного образования
Требования к оформлению опыта педагогической деятельности
-
Экзаменуемый предоставляет авторскую методику или опыт педагогической деятельности в объеме 10-12 страниц (без приложения).
-
Количество страниц в приложении – до 10. Материалы предоставляются в бумажном варианте и на электронном носителе
Требования к оформлению текста:
-
шрифт – Times New Roman, размер 14 пт, междустрочный интервал – 1,5;
-
параметры страниц: левое поле – 3, правое поле – 1, верхнее и нижнее поля – 2;
-
текст печатается без сокращений, кроме общепринятых аббревиатур.
-
ссылки на литературу оформляются в квадратных скобках в конце предложения. Например: [7, с. 21].
Оформление литературы — согласно Инструкции по оформлению диссертации, автореферата и публикаций по теме диссертации, утвержденной постановлением Президиума Государственного высшего аттестационного комитета Республики Беларусь от 24 декабря 1997 г. № 178 (в редакции постановления ВАК РБ 15.08.2007 № 4 http://vak.org.by/.
-
Страницы нумеруются внизу справа, первый лист не нумеруется. Первый лист – титульный. Основной текст начинается со второй страницы.
-
В тексте могут выделяться разделы.
Образец оформления титульного листа:
_______________________________
(название учреждения образования)
ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ ВТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Иванова Мария Ивановна,
воспитатель дошкольного образования
8 (029) 377-23-35;
1. Информационный блок
Название темы опыта
Что выносится на защиту (использование средств, приемов, методов и т.п.) как условие, определяющее успешность автора в его профессиональной деятельности.
Отражение темы опыта:
Тема состоит из трех частей: «что» + «у кого» + «для чего (через что)»+где
Примеры:
«Использование … для … у детей дошкольного возраста» в….деятельности
«Приёмы (методы) … как средство развития (формирования) …»
Типичные ошибки и затруднения:
- тема очень широкая
- тема очень узкая
- тема требует раскрытия многих направлений
2. Актуальность опыта
Какие противоречия, затруднения, трудности, встречающиеся в массовой образовательной практике, успешно решаются в опыте.
Обоснование выбора темы:
– «Для меня эта тема актуальна, потому что »
– «Актуальность темы обусловлена …»
– «Работа по данному направлению позволяет решить проблему …»
Типичные ошибки и затруднения:
– описание отрицательного опыта собственной деятельности
3. Цель опыта
На развитие каких способностей, качеств, умений, навыков воспитанников направлен опыт; средствами чего; в какой образовательной ситуации.
!!! Цель может повторять тему.
Формулировки цели опыта
Формулировки цели обычно начинаются с существительного:
- создание … - развитие …
- определение … - формирование …
- разработка … - обеспечение
Типичные ошибки и затруднения:
– цель не соответствует теме;
– цель шире темы;
– цель уже темы.
4. Задачи опыта
– должны отражать последовательность действий по достижению цели;
– должны быть направлены на деятельность педагога.
Формулировки задач обычно начинаются с глагола:
- проанализировать … - выявить … - составить …
- разработать … - провести … - применить….
Типичные ошибки и затруднения: формулируются задачи из учебной программы дошкольного образования, направленные на детей;
– формулируются задачи по экспериментальной или инновационной деятельности (апробировать, внедрить)
Длительность работы над опытом
С момента обнаружения противоречия между желаемым и действительным состоянием до момента выявления результативности опыта
5. Ведущая идея опыта
Для формулировки идеи опыта необходимо ответить на один из вопросов:
– «Что самое главное нужно сделать, чтобы цель была достигнута?»
– «Как необходимо преобразовать определённый компонент образовательного процесса, чтобы изменить сложившуюся ситуацию?»
– «Какие средства необходимы для разрешения проблемы?
– Что необходимо разработать?»
Типичные ошибки и затруднения:
– идея опыта не связана с темой и целью
– идея опыта не раскрывается в последующем содержании деятельности педагога
6. Суть опыта
– Отражение в общем виде методических и педагогических аспектов опыта – что защищается и как применяется.
– Желательно представить научную основу опыта, но описывать только те положения, методы и приемы, которые используются в данной работе.
Описание сути опыта
Для описания опыта необходимо развёрнуто ответить на вопросы:
– что у меня получается лучше всего?
– на какие теории, концепции, научные подходы я опираюсь в своей работе? (очень кратко, 1-2 абзаца с указанием авторов)
– что сделано лично мной? Каким образом я преломляю теорию в своей практической деятельности?
– что конкретно я изменил в образовательном процессе – содержание, методы, формы организации образовательной деятельности?
– в какой системе можно представить мой опыт:
система игр-занятий по изучению одного компонента учебной программы ДО
система деятельности вне занятий или др.?
– какие этапы можно выделить в моей работе?
Типичные ошибки и затруднения:
– опыт подменяется теоретическим рефератом по заявленной теме;
– содержание опыта не соответствует теме, цели, задачам;
– отсутствует система в представлении отдельных приёмов работы;
– научные термины используются без понимания их сути;
– не указываются авторы подходов, методик, которые педагог использует в своей деятельности;
– отсутствуют конкретные примеры из собственного опыта работы
7. Результативность и эффективность опыта
Определение критериев для диагностирования успешности данного опыта, представление методики описания и подсчета результатов.
Достаточность, конкретность, измеряемость показателей, взаимосвязанность показателей результативности опыта.
Для описания результативности необходимо ответить на вопросы:
– как можно доказать результативность моего опыта?
– какие результаты получены в итоге моей деятельности?
– какие из них напрямую связаны с темой моего опыта?
–удалось ли мне достигнуть поставленной цели?
–по каким показателям можно судить о достижении желаемого результата?
–какие конкретные примеры можно привести в качестве подтверждения полученных результатов?
Типичные ошибки и затруднения:
– отсутствуют критерии и показатели результативности опыта (взаимосвязь цели, задач, критериев и показателей)
– результаты не отражают того явления, о котором шла речь в опыте работы (формировали умения и навыки счета, а проверяли – навыки решения задач)
– приводятся в качестве доказательства таблицы с % и уровнями
8. Заключение. Перспективы развития опыта
В заключительной части даём ответы на вопросы:
– доволен ли я полученным результатом?
– всё ли у меня получилось?
–нужно ли менять какой-либо аспект моей деятельности в дальнейшем? Чтобы я изменил?
– что ещё можно сделать для повышения эффективности моей работы в данном направлении?
– можно ли мой опыт рекомендовать в качестве образца другим педагогам? Что я могу им посоветовать?
– какие условия необходимо создать коллегам, чтобы получить такие же результаты?
9. Список использованных источников
Используем только те источники, на которые сделаны ссылки в тексте
10. Приложения
– конспекты занятий или технологические карты по теме опыта работы;
– примеры разработанных педагогом игр, картотек;
– инструментарий для определения результативности опыта (методики, анкеты);
– таблицы, диаграммы с данными, подтверждающими эффективность собственного опыта (корректные).
– примеры деятельности детей
–фото методических материалов и др.,
– список публикаций автора по теме опыта работы.