08-02-2017

 ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ  И ЗАТРУДНЕНИЯ  ПЕДАГОГОВ

ПРИ ОБОБЩЕНИИ  СОБСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Дивакова Татьяна Александровна, методист

ГУО «Академия последипломного образования

 Требования к оформлению опыта педагогической деятельности

  • Экзаменуемый предоставляет авторскую методику или опыт педагогической деятельности в объеме 10-12 страниц  (без приложения).

  • Количество страниц в приложении – до 10. Материалы предоставляются в бумажном варианте и на электронном носителе

Требования  к оформлению текста:

  • шрифт – Times New Roman, размер 14 пт, междустрочный интервал – 1,5;

  • параметры страниц:  левое поле – 3, правое поле – 1,  верхнее и нижнее поля – 2;

  • текст печатается  без сокращений, кроме общепринятых аббревиатур.

  • ссылки на литературу оформляются в квадратных скобках в конце предложения. Например: [7, с. 21].

Оформление литературы — согласно Инструкции по оформлению диссертации, автореферата и публикаций по теме диссертации, утвержденной постановлением Президиума Государственного высшего аттестационного комитета Республики Беларусь от 24 декабря 1997 г. № 178 (в редакции постановления ВАК РБ 15.08.2007 № 4 http://vak.org.by/.

  •  Страницы нумеруются внизу справа, первый лист не нумеруется. Первый лист – титульный. Основной текст начинается со  второй страницы.

  • В тексте могут выделяться разделы.

Образец оформления титульного листа:

_______________________________

(название учреждения образования)

                  ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ ВТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

 Иванова Мария Ивановна,

воспитатель дошкольного образования

8 (029) 377-23-35;

e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">ivanovа@yandex.ru.

1. Информационный блок

Название темы опыта

   Что выносится на защиту (использование средств, приемов, методов и т.п.) как условие, определяющее успешность автора в его профессиональной деятельности.

Отражение темы опыта:

Тема состоит из трех частей: «что» + «у кого» + «для чего (через что)»+где

Примеры:

«Использование … для … у детей дошкольного возраста» в….деятельности

   «Приёмы (методы) … как средство   развития (формирования) …»

    Типичные ошибки и затруднения:

-         тема очень широкая

-         тема очень узкая

-         тема требует раскрытия многих направлений

 2. Актуальность опыта

Какие противоречия, затруднения, трудности, встречающиеся в массовой образовательной практике, успешно решаются в опыте.

Обоснование выбора темы:

– «Для меня эта тема актуальна, потому что »

– «Актуальность темы обусловлена …»

– «Работа по данному направлению позволяет решить проблему …»

   Типичные ошибки и затруднения:

– описание отрицательного опыта собственной   деятельности

 3. Цель опыта

На развитие каких способностей, качеств, умений, навыков воспитанников направлен опыт; средствами чего;  в какой образовательной ситуации.

    !!! Цель может повторять тему.

Формулировки цели опыта

Формулировки цели обычно начинаются с  существительного:

-         создание …                  - развитие

-         определение …           - формирование

-         разработка …             - обеспечение

  Типичные ошибки и затруднения:

– цель не соответствует теме;

– цель шире темы;

– цель уже темы.

4. Задачи опыта

– должны отражать последовательность действий по достижению цели;

– должны быть направлены на деятельность педагога.

Формулировки задач  обычно начинаются с глагола:

 - проанализировать …      - выявить …  - составить

 - разработать …               - провести- применить….

 Типичные ошибки и затруднения: формулируются задачи из учебной программы дошкольного образования, направленные на детей;

– формулируются задачи по экспериментальной или инновационной деятельности (апробировать, внедрить)

 Длительность работы над опытом

С момента обнаружения противоречия между желаемым и действительным состоянием до момента выявления результативности опыта

 5. Ведущая идея опыта

Для формулировки идеи опыта необходимо ответить на один из вопросов:

– «Что самое главное нужно сделать, чтобы цель была достигнута?»

– «Как необходимо преобразовать определённый компонент образовательного процесса, чтобы изменить сложившуюся ситуацию?»

– «Какие средства необходимы для разрешения проблемы?

– Что необходимо разработать?»

Типичные ошибки и затруднения:

– идея опыта не связана с темой и целью

– идея опыта не раскрывается в последующем содержании деятельности педагога

6. Суть опыта

– Отражение в общем виде методических и педагогических аспектов опыта – что защищается и как применяется.

– Желательно представить научную основу опыта, но описывать только те положения, методы и приемы, которые используются в данной работе.

Описание сути опыта

Для описания опыта необходимо развёрнуто ответить на вопросы:

– что у меня получается лучше всего?

– на какие теории, концепции, научные подходы я опираюсь в своей работе? (очень кратко, 1-2 абзаца с указанием авторов)

что сделано лично мной? Каким образом я преломляю теорию в своей практической деятельности?

что конкретно я изменил в образовательном процессе – содержание, методы, формы организации образовательной деятельности?

– в какой системе можно представить мой опыт:

система игр-занятий по изучению одного компонента учебной программы ДО

система деятельности вне занятий или др.?

– какие этапы можно выделить в моей работе?

Типичные ошибки и затруднения:

– опыт подменяется теоретическим рефератом по заявленной теме;

– содержание опыта не соответствует теме, цели, задачам;

– отсутствует система в представлении отдельных приёмов работы;

– научные термины используются без понимания их сути;

– не указываются авторы подходов, методик, которые педагог использует в своей деятельности;

– отсутствуют конкретные примеры из собственного опыта работы

 7. Результативность и эффективность опыта

Определение критериев для диагностирования успешности данного опыта, представление методики описания и подсчета результатов.

  Достаточность, конкретность, измеряемость показателей, взаимосвязанность показателей результативности опыта.

Для описания результативности необходимо ответить на вопросы:

– как можно доказать результативность моего опыта?

– какие результаты получены в итоге моей деятельности?

– какие из них напрямую связаны с темой моего опыта?

–удалось ли мне достигнуть поставленной цели?

–по каким показателям можно судить о достижении желаемого результата?

–какие конкретные примеры можно привести в качестве подтверждения полученных результатов?

Типичные ошибки и затруднения:

– отсутствуют критерии и показатели результативности опыта (взаимосвязь цели, задач, критериев и показателей)

– результаты не отражают того явления, о котором шла речь в опыте работы (формировали умения и навыки счета, а проверяли – навыки решения задач)

– приводятся в качестве доказательства таблицы с % и уровнями

8. Заключение. Перспективы развития опыта

В заключительной части даём ответы на вопросы:

– доволен ли я полученным результатом?

– всё ли у меня получилось?

–нужно ли менять какой-либо аспект моей деятельности в дальнейшем? Чтобы я изменил?

– что ещё можно сделать для повышения эффективности моей работы в данном направлении?

– можно ли мой опыт рекомендовать в качестве образца другим педагогам? Что я могу им посоветовать?

– какие условия необходимо создать коллегам, чтобы получить такие же результаты?

 9. Список использованных источников

Используем только те источники, на  которые сделаны ссылки в тексте

 10. Приложения

– конспекты занятий или технологические карты по теме опыта работы;

– примеры разработанных педагогом игр, картотек;

– инструментарий для определения результативности опыта (методики, анкеты);

– таблицы, диаграммы с данными, подтверждающими эффективность собственного опыта (корректные).

– примеры деятельности детей

–фото методических материалов и др.,

– список публикаций автора по теме опыта работы.