25 May 2015

 Отдел образования, спорта и туризма Кормянского райисполкома

 «Формы и методы применения ИКТ во внеклассной деятельности»

 Выполнил:

учитель истории и обществоведения

ГУО «Средняя школа №1 г.п. Корма»

Игнатенко И.В.

 Перед современной школой поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. И ключевую роль в решении этих задач играет владение современным человеком информационно - коммуникационных технологий. В связи с изменением доминанты профессиональной деятельности и увеличением доли информационного сектора в экономике необходимо готовить школьников к разнообразным видам деятельности, связанным с обработкой информации, в частности, освоении средств информатизации и ИКТ. 

К ИКТ следует отнести и все виды электронных образовательных ресурсов – электронные учебники и учебные пособия, мультимедиакурсы, интерактивные тренажеры, тестирующие системы и другие. Целесообразно использовать систему заданий, ориентированных на три уровня познавательной деятельности: воспроизводящий, преобразующий, творческо-поисковый. Выбор уровней определяется познавательными возможностями ученика и целями обучения.

В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и  формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знания. Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень  самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль  учителя  в раскрытии возможности новых компьютерных технологий. Одним из таких инструментов является программа Power Point. В данной программе учитель , учащиеся составляют презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при подготовке, проведении уроков  истории . Программа дает возможность использовать на уроке карты, рисунки, портреты исторических деятелей, видеофрагменты, диаграммы.

 Применение информационных технологий на уроках гуманитарного цикла и во внеурочной  деятельности , расширяет возможности творчества, как  учителя , так и учеников, повышает интерес к предметам, стимулирует освоение учениками новейших достижений в области компьютерных технологий, что ведет к интенсификации процесса обучения. Но нельзя забывать и о живом слове  учителя . Поэтому  использование   ИКТ  должно быть грамотно организовано и стать помощником в процессе обучения и воспитания.

Компьютерная грамотность учеников сегодня выше, чем у  учителей. Используя свои знания по информатике, ребята с удовольствием участвуют в создании информационно-методических материалов к урокам  истории , так что сотрудничество идет не только на уроке, но и на этапе подготовки к нему. В такой работе очень высока внутренняя мотивация детей, они выполняют эту работу с большим интересом.

Можно выделить три основные формы работы с ИКТ на уроках истории. Во-первых, это их непосредственное применение в учебном процессе. Во-вторых, это применение ИКТ для организации самостоятельной работы учащихся по истории внешкольных занятий. И, в-третьих, это применение информационных технологий для обеспечения познавательного досуга (использование развивающих игр, электронных энциклопедий и т.д.). 

Главными направлениями внеклассной работы по истории являются:

·развитие исследовательской деятельности учащихся; 

·закрепление и развитие знаний об исторической науке; 

·развитие исторического мышления; 

·выработка умения пополнять знания из разнообразных источников информации; 

·связь с региональным компонентом; 

·распространение опыта творческой деятельности учащихся; 

·приобретение учащимися опыта публичных выступлений. 

Хочется остановиться на применении информационных технологий во внеучебной деятельности по истории. В этой связи можно выделить несколько основных направления:

1. Использование презентаций учителя и готовых программ для проведения внеурочных мероприятий по предмету. Примером могут служить презентации в программе MicrosoftPowerPoint, которые могут использоваться при проведении внеклассных занятий по предмету как, в частности, автономный информационный материал, а также как иллюстративный материал. При этом следует отметить, что мероприятие с использованием мультимедиатехнологий создает среду с ярким и наглядным представлением информации, а использование ЭСО повышает интерес со стороны учащихся. Работа с презентациями предельно проста, смена слайдов происходит по щелчку мыши персонального компьютера, поэтому посмотреть ее может даже начинающий пользователь. Приемы использования презентации могут быть различными и зависят от материального оснащения образовательного учреждения и целей проводимого мероприятия.

2. Участие в научно-исследовательских проектах. Проектная деятельность – сравнительно новая форма работы. Однако на сегодняшний день она очень быстро распространяется, т. к. при правильной организации работы над проектом задается удобный режим и информационная среда. Проект уже по самой сути возникает на стыке как минимум двух дисциплин (в данном случае ИКТ и истории). Участие учащихся в проектах позволяет учителю пробудить интерес к истории не только так называемых гуманитариев, но и «технарей», активизировать творческую работу обучающихся по предмету, развивать умение работать с новыми видами источников информации, то есть оживить и разнообразить внеурочную работу обучающихся;

Подготовка исследовательских работ, проектная деятельность, поиск информации в Интернете, ее анализ, отбор и представление итогов в электронном виде – также одна из форм применения ИКТ. В процессе данной деятельности происходит формирование ключевых компетенций учащихся: умение работать по алгоритму, работать в коллективе, умение самостоятельно находить и обрабатывать информацию. Учащиеся учатся критически мыслить, вести цивилизованную дискуссию, давать собственную оценку событиям. Идет подготовка их к жизни в условиях информационного общества, происходит личностный рост школьников.

Творческие работы, поисково-исследовательские и презентационные проекты могут выполняться учениками как индивидуально, так и в творческих группах. Результат работы представляется на уроках истории, тематических классных часах, на научно-практических конференциях в школе,  районе. Благодаря данному типу работы у школьников формируется компетенция в сфере социальной деятельности и преемственности поколений: понимание необходимости заботы о сохранении и приумножении общественных информационных ресурсов; готовность и способность нести личную ответственность за достоверность распространяемой информации; уважение прав других и умение отстаивать свои права в вопросах информационной безопасности личности.

3. Участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах. В каждом классе найдется хотя бы один учащийся, который хотел бы изучать предмет более углубленно или желающий узнать по предмету что-то интересное. Учитель на уроке не может ориентироваться на одного такого ученика. Одаренные ученики могут  участвовать в дистанционных конкурсах и олимпиадах по предмету. Например, «Школа юных». Это интересно и занимательно. Такие конкурсы позволяют обратить внимание на те факты и события истории, на которые не хватает времени на уроке. Учащиеся при этом расширяют и пополняют свой исторический багаж, учатся мыслить, осуществлять поиск информации в различных источниках (не только в Интернете).

При выполнении домашнего задания, творческих работ, поисково-исследовательских и презентационных проектов по истории, школьники учатся работать с информационными каталогами и медиоресурсами школы, получать информацию из сети Интернет, учатся указывать источники полученной ими информации, приобретают культуру работы с текстовыми и графическими документами.  

Обучающиеся используют  мультимедийные  пособия по истории, выполняют работы исследовательского и творческого характера, готовят доклады и сообщения, создают электронные хронологические таблицы, слайды, где наглядно демонстрируют исторические события,  выполняют работу с исторической картой.

Использование информационно – коммуникационных технологий  во внеурочное время по истории позволяет усилить образовательные эффекты, поскольку дает учителю дополнительные возможности для построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся. ИКТ позволяет реализовать дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению. Интерактивные обучающие программы по истории, основанные на использовании мультимедиа курсов, записанных на электронные носители, дают возможность организовать одновременное обучение школьников, обладающих различными способностями и возможностями, создать адаптивную систему обучения.

Таким образом, если мы хотим подготовить современного человека, выпускника, готового нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества, способного активно и творчески участвовать  в общественной жизни, хорошо адаптироваться к условиям меняющегося мира, самостоятельного, толерантного, готового к сотрудничеству,  мы, учителя,  должны строить свою работу на основе педагогики сотрудничества, применять метод проектов, проблемное обучение, основные элементы личностно-ориентированного обучения.. Все это, в сочетании с современными  информационными технологиями, даст возможность развиваться нам самим и создавать условия для развития наших учеников.