02 September 2015

 Инструктивно-методическое письмо

«Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования
в 2015/2016 учебном году»
 
СОДЕРЖАНИЕ

 I.  Общие положения
II. Нормативное правовое обеспечение
III.  Научно-методическое обеспечение
1. Программно-планирующая документация воспитания
2. Учетно-методическая документация
3. Учебно-методические издания
4.  Информационно-аналитическиематериалы. Информационное сопровождение социальной, воспитательной и идеологической работы
IV.  Новые подходы к организации социальной, воспитательной и идеологической работы:
1.  Гражданское и патриотическое воспитание
2.  Совершенствование системы взаимодействия учреждения образования с семьей
3. Организация работы учреждений образования по защите прав и законных интересов обучающихся
4. Формирование здорового образа жизни, ответственного и безопасного поведения, профилактика зависимостей. Воспитательно-профилактическая работа
5.  Трудовое, экономическое воспитание, профориентационная работа
6.   Совершенствование работы учреждений общего среднего образования в шестой школьный день
Заключение
                   I.                        Общие положения
 
В числе задач образовательной политики нашей страны сегодня – создание соответствующих условий для становления гражданина и патриота, ответственного семьянина, конкурентоспособной личности, способной к принятию осмысленных решений, эффективной трудовой и профессиональной деятельности, содействующей развитию и процветанию Республики Беларусь.
В учреждениях общего среднего образования в целом успешно реализуются основные подходы и направления воспитания.
В условиях глобализации социальное становление молодежи  предполагает более полную реализацию ее потенциала в интересах общества, преодоление позиции иждивенчества, поддержку конструктивных инициатив, создание условий для широкого участия детей и молодежи в общественной жизни, поддержку в социальном, профессиональном и духовном самоопределении, активном приобщении к сохранению и развитию национальной культуры.
Важную роль в развитии системы воспитания в нашей стране на протяжении последних лет играет использование в полном объеме потенциала каждого региона. Данный подход является основой долговременной стратегии, определяющей пути становления целостного воспитательного пространства на основе взаимодействия национального, регионального и мирового опыта развития системы воспитания.
Ориентиром совершенствования содержания воспитания с учетом актуальных тенденций развития общества и государства является социально успешная и профессионально компетентная личность, что обусловливает целесообразность применения в воспитательном процессе компетентностного подхода. Данное положение зафиксировано в Кодексе Республики Беларусь об образовании (ст. 91), где в числе основных требований к организации образовательного процесса определяется опора на компетентностный подход. Реализация компетентностного подхода в рамках допрофильной и профильной подготовки учащихся требует разработки соответствующих моделей содержания воспитания с учетом специфики каждого региона.
Сегодня в воспитание должны входить и социализация, и адаптация ребенка к условиям взрослой жизни, и разумное отношение к своему здоровью, и взращивание гражданской позиции, и коммуникативные навыки, экономическая грамотность и множество иных компетенций, необходимых современному человеку. В выступлении Президента Республики Беларусь при обращении с ежегодным Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию отмечено: «Широкие возможности и энергия молодежи должны быть направлены на благо общества. Очень важно, чтобы молодые люди участвовали в развитии общества, учились жить по его законам — правовым и нравственным, становились подлинными патриотами своей Родины». «Компетентность, инициативность, самостоятельность и, главное, социальная ответственность за будущее страны - именно эти качества нужно формировать у молодых граждан»[1].
Вызовы информационного общества, глобализация образовательных процессов, возрастание значимости особых образовательных потребностей обучающихся и др. требуют обновления содержания подготовки педагогических кадров, усиления ее практикоориентированности, преемственности и непрерывности. Переход общего среднего образования на реализацию компетентностного подхода обусловливает необходимость соответствующей подготовки педагогов.
В качестве приоритетов в идеологической и воспитательной работе в текущем учебном году определены: гражданское и патриотическое, духовно-нравственное и правовое воспитание; развитие детских и молодежных инициатив, ученического самоуправления; формирование здорового образа жизни учащейся молодежи; воспитательная работа с использованием информационно-коммуникационных технологий; совершенствование системы взаимодействия учреждений образования с семьей, трудовое воспитание, работа учреждений образования в шестой школьный день и др.
             II. Нормативное правовое обеспечение
При организации социальной, воспитательной и идеологической работы необходимо руководствоваться нормативными правовыми документами по организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования (Приложение 1 к инструктивно-методическому письму).
В информационно-поисковой системе «Эталон» Национального центра правовой информации Республики Беларусь размещен тематический банк данных правовой информации «Образование» (далее – БД «Образование»), который содержит систематизированные по разделам нормативные правовые акты, регулирующие общественные отношения в сфере образования, общественные отношения по реализации права граждан на образование, вопросы социальной поддержки и защиты обучающихся, правовые отношения, регулирующие профессиональную деятельность педагогических работников. В разделе «Воспитание в системе образования» указанного БД «Образование» выделены подразделы «Социальная защита обучающихся», «Государственная молодежная политика» и др., в которых содержится перечень правовых актов по вопросам воспитания и защиты прав и законных интересов обучающихся.
Нормативные правовые акты, инструктивно-методические и иные материалы по вопросам организации идеологической, социальной и воспитательной работы в учреждениях общего среднего образования размещены на сайте Министерства образования Республики Беларусь http://edu.gov.by. в разделе «Управление социальной, воспитательной и идеологической работы».
          III. Научно-методическое обеспечение
1.                 Программно-планирующая документация воспитания
С целью повышения качества воспитания, эффективности функционирования учреждений общего среднего образования в новом учебном году значительное внимание необходимо уделить программно-планирующей документации воспитания. Статьей 95 Кодекса Республики Беларусь об образовании определен перечень программно-планирующей документации воспитания[2].
Прошедший и новый учебные годы – важный этап в развитии системы воспитания обучающихся в учреждениях общего среднего образования.  Разработана новая редакция Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь. В нее внесены необходимые изменения в соответствии с положениями Кодекса Республики Беларусь об образовании, а также отражены направления воспитания учащихся, ставшие актуальными и востребованными в последние годы.
В 2015 году завершается реализация Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2011-2015 годы, в настоящее время подготовлен проект программы на новый период работы. Педагогическим коллективам к началу нового учебного года необходимо проанализировать пятилетний период работы учреждений общего среднего образования по реализации задач воспитания, определить конкретные направления работы на новый пятилетний период в соответствии с вышеуказанными разработанными программно-планирующими документами.
2.                 Учетно-методическая документация
Перечень документации учреждения общего среднего образования с указанием сроков хранения документов определен постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24 мая 2012 г. № 52 (размещен на сайте edu.gov.by).
На сайте Министерства образования также размещены требования к документации, регламентирующей организацию воспитательного процесса в учреждении общего среднего образования. В данном документе определены требования к ведению документации классным руководителем, заместителем директора по воспитательной работе, педагогом-организатором, социальным педагогом, педагогом-психологом. Также необходимо окончательное решение проблемы недопущения на местах выполнения классными руководителями и иными педагогическими работниками несвойственных их деятельности функций.
Недопустимы необоснованные требования региональных управленческих и методических структур к педагогическим работникам учреждений образования по ведению не соответствующей требованиям данных документов учетно-методической документации, а также подготовке многочисленных текущих отчетов локального значения. Обязательным к исполнению является требование Министерства образования оптимизации документооборота в учреждениях общего среднего образования в части организации идеологической, социальной и воспитательной работы в строгом соответствии с нормативными документами.
3.                 Учебно-методические издания
К учебно-методическим изданиям относятся издания, содержащие систематизированные сведения научного или прикладного характера, которые необходимы для реализации программ воспитания и изложены в форме, удобной для организации воспитательного процесса, учитывающие возрастные особенности обучающихся. К использованию в воспитательном процессе допускаются учебно-методические пособия и иные издания, рекомендованные Министерством образования Республики Беларусь, перечень которых размещен на сайте Министерства образования Республики Беларусь http://edu.gov.by. (Приложение 2).
Информационно-аналитические материалы. Информационное сопровождение социальной, воспитательной и идеологической работы.
К информационно-аналитическим относятся материалы, содержащие статистическую и аналитическую информацию, справки, отчеты, информационные письма, доклады и иные материалы по организации воспитательной и идеологической работы. Министерство образования рекомендует педагогическим коллективам руководствоваться материалами, размещенными в сборнике нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь и в Приложении 1 к данному инструктивно-методическому письму.
Обращаем внимание на необходимость более эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в педагогической практике. Современное информационное пространство позволяет внедрять новые технологии социальной, воспитательной и идеологической работы.
Особое внимание необходимо уделить содержательному наполнению официального интернет-сайта учреждения образования. Все основные аспекты организации идеологической, социальной и воспитательной работы должны быть представлены на его страницах в полном объеме. Каждый сайт должен предоставлять возможность получить онлайн консультации, оперативную информацию по различным вопросам обучения и воспитания, обязательно иметь в своей структуре страницы, посвященные шестому школьному дню, взаимодействию с семьей. При этом информация должна постоянно обновляться.
В целях выявления наиболее содержательных и значимых образовательных информационных ресурсов, популяризации использования современных информационно-коммуникационных технологий в образовании, выявления и развития интеллектуального и творческого потенциала учащихся и педагогов учреждений дошкольного, общего среднего и специального образования, Министерство образования Республики Беларусь ежегодно проводит республиканский конкурс «Компьютер. Образование. Интернет». Информация о проведении конкурса публикуется на сайтах Министерства образования Республики Беларусь (http://edu.gov.by/), учреждения «Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь» (http://giac.unibel.by), научно-методического учреждения «Национальный институт образования» (http://adu.by).
Большое значение для развития воспитательного пространства, формирования информационной культуры школьников имеют ресурсы,  созданные самими учащимися. Это школьные интернет-газеты, веб-сайты школьных пресс-центров, интернет-журналы, авторские блоги и личные сайты учащихся.
Министерство образования рекомендует педагогическим коллективам руководствоваться информационно-методическими материалами, размещенными в сборнике нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь[3].
           IV.            Новые подходы к организации социальной, воспитательной и идеологической работы:
1.                Гражданское и патриотическое воспитание
2015 год объявлен Годом молодежи. Молодежь – социальный аккумулятор тех трансформаций, которые постепенно происходят в общественной жизни, ускоритель внедрения в практику новых идей, инициатив.
Ключевой задачей является воспитание патриотически настроенной молодежи с независимым мышлением, обладающей созидательным мировоззрением, профессиональными знаниями, демонстрирующей высокую культуру, ответственность и способность принимать самостоятельные решения. В этой связи в новом учебном году необходимо уделить формированию у молодежи активной жизненной позиции, гражданской ответственности, самостоятельности, инициативности.
В Год молодежи учреждениям общего среднего образования рекомендуем проведение мероприятий с целью знакомства с достижениями современной молодежи, их вкладом в развитие своего региона, страны (круглые столы, встречи и видеовстречи, презентации, создание видеороликов «Вклад современной молодежи в развитие страны (региона)», экспозиций в школьных и виртуальных музеях) и др.
Продолжению работы в этом направлении в новом учебном году будет способствовать проведение первого урока 1 сентября, посвященного Году молодежи. Методические рекомендации по проведению Дня знаний и первого урока будут опубликованы в «Настаўніцкай газеце» в августе 2015 года.
Главная задача педагогов заключается в создании условий для развития инициативы каждого ребенка, формирования и проявления лидерских качеств обучающихся. В новом учебном году новым содержанием должна наполниться работа учреждений образования по развитию ученического самоуправления, детских и молодежных социально значимых инициатив, использованию потенциала молодежных и детских общественных организаций.
Сегодня очень важно вовлекать молодежь в общественно значимую социальную деятельность с целью формирования активной гражданской позиции и получения опыта конструктивного решения социальных проблем. Участие обучающихся в реализации социальных проектов является одной из эффективных форм гражданско-патриотического воспитания. И социальный проект, и традиционное школьное собрание можно превратить в реальное дело, если предоставить детям возможность проявить инициативу, и предоставить необходимые ресурсы, обеспечить педагогическую поддержку.
Огромным педагогическим потенциалом обладает волонтерская деятельность, которая дает возможность проявления ценного образца подростковой взрослости – самостоятельной деятельности на благо другого. Волонтерство – отличная школа социального становления и адаптации подростков и молодежи, позволяющая раскрыть внутренний положительный потенциал каждого, развивать творческие возможности, формировать лидерские качества, научиться навыкам сотрудничества. В различных регионах страны в рамках волонтерского движения возобновлены тимуровские отряды, проводится профилактическая работа по предупреждению девиантного поведения детей и подростков; осуществляется пропаганда здорового образа жизни среди молодежи; сотрудничество с социальными центрами и службами по вопросам организации и проведения социально значимых мероприятий и др.
В развитии молодежного движения важным направлением является поддержка имиджа детских и молодежных объединений в СМИ, в которых освещались бы вопросы, проблемы, опыт, достижения детских и молодежных общественных объединений, а также актуальные направления реализации молодежной политики в Республике Беларусь. Большое значение здесь играет создание новых и активизация уже существующих интернет-порталов, сайтов, размещающих информацию по вопросам детского и молодежного движения.
Для  развития самоуправления и самодеятельности членов детских и молодежных объединений важно не допускать авторитарный подход и административную позицию взрослых лидеров. При организации работы в данном направлении необходимо пользоваться методическими рекомендациями по развитию и поддержке Белорусской республиканской пионерской организации(размещены на сайте Министерства образования).
В помощь организаторам работы в данном направлении изданы учебно-методические пособия: Минова, М.Е. Педагогика детского и молодежного движения : учеб.-метод. пособие / М.Е. Минова. – Минск: Акад. последиплом. образования, 2013. – 334 с., а также Минова, М.Е. Взаимодействие учреждений образования, детских и молодежных общественных объединений по выявлению лидеров и работе с ними : учеб.-метод. пособие / М.Е. Минова, Г.Ф. Бедулина. – Минск: Акад. последиплом. образования, 2013. – 296 с., предназначенные как для педагогов-организаторов, взрослых лидеров, так и для детей, молодых людей ‒ участников детского и молодежного движения.
Актуальным является специальное обучение педагогов-организаторов для работы с детскими и молодежными общественными объединениями, постоянное пополнение знаний о современных методах, формах, методиках, технологиях воспитания, работы с детьми, подростками, молодежью.
Важнейшим событием 2015 года стало празднование 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Мероприятия республиканской патриотической акции «Спасибо солдатам Победы за то, что не знаем войны» усилили значимость работы по гражданско-патриотическому воспитанию в прошедшем учебном году и должны остаться приоритетом работы учреждений общего среднего образования в новом. Следует поддержать инициативу ОО «БРСМ» в проведении акций «За любимую Беларусь!», «Цветы Великой Победы», которая объединила всех граждан Республики Беларусь в год 70-летия. Особенно важно уделить внимание данной работе на региональном уровне. Календарь республиканских мероприятий на новый учебный год размещен на сайте Министерства образования Республики Беларусь http://edu.gov.by. (Приложение 7 к инструктивно-методическому письму).
Неотъемлемой частью образовательного процесса учреждений образования является туризм. Проведение туристских слетов учащихся (от учреждения образования, районного, областного и до республиканского уровня), туристских походов учащихся по местам боевой славы с посещением историко-культурных объектов прочно вошли в систему деятельности учреждений образования. Наибольшей популярностью у учащихся пользуются объединения по интересам по пешеходному, водному и велосипедному туризму, туристско-прикладным многоборьям. 
Туристско-экскурсионные программы, являясь зрительным продолжение логического ряда в изучении истории, географии, экономики и других предметных дисциплин, способствуют развитию у молодежи интереса к богатому историко-культурному наследию нашей страны и соседних стран. Отделом туристско-экскурсионной работы учреждения образования "Республиканский центр экологии и краеведения" предлагается40 экскурсий для учащихся по Республике Беларусь и ежегодно перечень экскурсий пополняется, разработан соответствующий прайс–лист. Подготовлен перечень экскурсионных объектов для учащихся, связанных с событиями Великой Отечественной войны на территории Беларуси, который может быть использован при планировании экскурсионных маршрутов со школьниками.
В настоящее время в целях гражданско-патриотического воспитания учащихся, пропаганды историко-культурного и природного наследия нашей страны Министерством образования Республики Беларусь совместно с заинтересованными разрабатывается перечень рекомендуемых для посещения обучающимися в 2015-2016 учебном году экскурсионных объектов и туристических маршрутов в рамках проведения уроков, внеклассных мероприятий с учетом содержания учебных программ по учебным предметам.
Рекомендуем учреждениям образования в 2015/2016 учебном году принять участие в инновационном республиканском краеведческом проекте «Мая Беларусь». Участие в проекте предусматривает привлечение детей и молодежи к научной, исследовательской и поисковой работе по изучению истории, экономики, культуры своего региона, малой Родины, Беларуси. В рамках проекта состоится дистанционная краеведческая олимпиада. Рекомендуем также продолжить работу по участию в республиканском краеведческом проекте «Собери Беларусь в своем сердце».
Особую роль в воспитании подрастающего поколения играют музеи. Большое воспитательное воздействие на обучающихся оказывает работа по оформлению музейных экспозиций, пополнению фондов, встречи с участниками событий, материалы о которых представлены в музеях, подготовка учащихся-экскурсоводов. В стенах музеев проводятся уроки-мужества, лекции, семинары, встречи с ветеранами, что делает исторический материал интереснее и нагляднее для обучающихся. В учреждениях образования все более популярными становятся виртуальные музеи. Работа по формированию музейных фондов в учреждениях образования строится при тесном взаимодействии с государственными музеями, учреждениями культуры.
В новом учебном году необходимо активизировать работу музеев учреждений образования, подготовку юных экскурсоводов, используя формы работы «Музей в чемодане», «История одного экспоната» и др. Юные экскурсоводы должны быть готовы провести экскурсию с помощью мини-выставки музейных предметов, отражающую героическое прошлое и настоящее белорусского народа.
В целях совершенствования форм и методов гражданско-патриотического воспитания, обобщения опыта работы по формированию гражданственности и патриотизма, 27-29 апреля 2015 года на базе Республиканского унитарного предприятия «Национальный выставочный центр «БелЭкспо» прошла ХVI республиканская выставка научно-методической литературы, педагогического опыта и творчества учащейся молодежи в рамках празднования Года молодежи и 70-летия Великой Победы. Выставка проходила под девизом: «Гордимся прошлым, ценим настоящее, верим в будущее мирной и независимой Беларуси!».
На выставку было представлено от управлений (отделов) образования, институтов развития образования, учреждений общего среднего образования областей и г. Минска 404 материала. 207 лучших материалов и проектов отмечено дипломами Министерства образования Республики Беларусь и рекомендовано к распространению и внедрению в практику работы учреждений образования.
Предстоящие в 2015 году выборы Президента Республики Беларусь во многом определяют содержание воспитательной и идеологической работы в учреждениях образования. Необходимо уделить должное внимание работе по ознакомлению обучающихся с избирательным законодательством Республики Беларусь, новейшими научными, спортивными, культурными достижениями, достижениями в социально-экономической сфере  Республики Беларусь.
Важно обратить внимание на состояние работы по формированию уважительного отношения к государственной символике: размещение, использование флага и герба, исполнение гимна во время торжественных мероприятий. Рекомендуем проведение мероприятий, приуроченных к знаменательным датам, культурным событиям в стране и мире (информационные часы, круглые столы, дебаты, дискуссионные клубы, встречи, конференции и др.). Рекомендации Министерства образования по использованию государственной символики в учреждениях образования размещены на сайте Министерства образования http://edu.gov.by. в разделе Информационно-аналитические и методические материалы управления социальной, воспитательной и идеологической работы.
В новом учебном году необходимо обратить особое внимание на формирование норм поведения, необходимых учащимся в быту, на улице, в общественных местах, на природе, в учреждении образования; приобщение учащихся к этикету, формирование в школьном коллективе культуры межличностных отношений и совместной деятельности.
В среде учащихся рекомендуется организовать обсуждение на следующие темы: «Истинные идеалы и ценности нашего народа», «Народы Беларуси: нравы, традиции, обычаи, характер», «Кодекс чести нашего народа в пословицах и поговорках, сказках, былинах, преданиях, сказаниях, литературе и искусстве», «Народный этикет», «Дружба, любовь, милосердие, сострадание, забота в нашем понимании», «Портрет старшего и юного поколения Беларуси: общее и особенное», «Портреты народов Беларуси: их прошлое и настоящее», «Что важнее: национальные различия или различия в моральном облике?» и др. Будет полезным организация в учреждении образования, по месту жительства экспозиций, выставок, раскрывающих историю, традиции и культуру белорусского и других народов, проживающих на территории нашей страны; проведение в школах, учреждениях дополнительного образования детей и молодежи тематических вечеров «В гостях у народов Республики Беларусь», «Вместе – дружная семья», фестиваля народов Беларуси и других мероприятий. Поможет в их организации рекомендованное Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь пособие для педагогов учреждений общего среднего образования: Кабуш, В.Т. Воспитать человека : пособие для педагогов учреждений общего среднего образования / В.Т.Кабуш, Т.В. Плахова, А.В. Трацевская. – Минск : Зорны Верасок, 2015. – 160 с.
Особое внимание в новом учебном году необходимо уделять созданию условий для духовно и нравственно здоровой, активной и творческой жизни подростков и молодежи.
Разработана и размещена на сайте Министерства образования Программа сотрудничества между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью на 2015-2020 гг.  
Министерством образования совместно с Академией последипломного образования подготовлены методические рекомендации по организации сотрудничества учреждений образования с Белорусской Православной Церковью, в рекомендациях определены основные направления работы по православному просвещению подрастающего поколения и требования к ее организации.
В новом учебном году необходимо уделить должное внимание поликультурному воспитанию обучающихся. В процессе поликультурного воспитания могут применяться активные формы и методы работы (презентации культурного многообразия в различных творческих формах, дни культур в школе, выставки, моделирование ситуаций; круглые столы, просмотры видеосюжетов на тему обсуждения причин межкультурных конфликтов, жизни сверстников-беженцев; игры с элементами тренинга и др.); проводиться исследовательская и проектная деятельность и др. Действенным руководством по организации работы в этом направлении станут пособия:
Луговцова, Е.И. Формирование у учащихся умения жить в поликультурном мире: пособие для пед. работников общеобразоват. учреждений и учреждений внешк. воспитания и обучения / Е.И. Луговцова. – Минск : Нац. ин-т образования, 2010.‑ 191 с.
Формирование толерантного отношения к детям-беженцам средствами поликультурной педагогики: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования, дополнительного образования детей и молодежи / А.В. Селиванов [и др.]. – Минск: Пересвет, 2014. – 128 с.
2.                Совершенствование системы взаимодействия учреждения образования с семьей
В новом учебном году очень важно продолжить целенаправленную педагогическую деятельность по активизации  воспитательного потенциала семей обучающихся, формированию культуры семейных отношений. Сегодня очень важно обсуждение с членами семьи таких тем, как: «О родительстве: роль отца и матери в семье», «О ценности правильного воспитания детей в семье», «О смысле семейной жизни, ее духовно-нравственных основах», «Изучаем уклад жизни семьи наших предков, возрождаем прогрессивные традиции», «О построении понимающего мира в семье», «О культуре семьи: культура отношений, культура общения, культура быта, культура жизнедеятельности и др.», «О том, как предупредить ссоры в семье», «Как нужно относиться  к братьям и сестрам, бабушкам и дедушкам», «Как стать другом и помощником старших в семье» и др.
Замечательной формой работы с семьей является составление родословной семьи, создание семейных летописей, альбомов, кинохронологий семьи, выставок, экспозиций семейного творчества, разработка совместно с родителями сценариев семейных праздников «В семейном кругу», «Искусство жить достойно в семье». Хорошо зарекомендовавшей себя формой работы с родителями является создание в социуме и в школах семейных клубов с целью организации семейного досуга, обсуждения нравственных ценностей современной семьи, традиций семейного воспитания, основ народной педагогики и оказания специалистами психолого-педагогической помощи родителям в разрешении проблем семейного воспитания.
Целесообразны реализация учебных программ факультативных занятий по семейному и гендерному воспитанию, применениеинформационно-коммуникационных методов (просмотр видеоматериалов с последующим обсуждением, опрос с демонстрацией видеоматериалов, подготовка мультимедийных презентаций и видеороликов, обсуждение публикаций СМИ и др.).
Темами для обсуждения с учащимися могут быть «Роль семьи в жизни общества», «Организация жизни современной семьи», «Потребности и бюджет семьи», «Распределение обязанностей в семье», «Особенности мужского и женского пола», «Идеал мужественности и женственности в различных культурах», «Гендерные роли и стереотипы в современном обществе», «Любовь как высшее человеческое чувство», «Культура взаимоотношений между полами», «Как вместе преодолевать конфликты и разногласия», «Рождение и воспитание детей в семье» и др.
В целях реализации задач семейного и гендерного воспитания рекомендуем следующие учебные программы факультативных занятий, размещенные на сайте Национального института образования (http://adu.by/?p=201): «Подготовка учащихся к семейной жизни» для 10 (11) классов, «Основы гендерной культуры» для 8 (9) классов, а также пособия:
Коновальчик, Е.А. Воспитание гендерной культуры учащихся: пособие для педагогов общеобразовательных учреждений / Е.А. Коновальчик, Г.Е. Смотрицкая. – Минск: Нац. ин-т образования, 2008. – 96 с.
Подготовка учащихся к семейной жизни: пособие для педагогов учреждений общ. сред. образования / А.А. Аладьин [и др.]. – Минск: Нац. ин-т образования, 2012. – 200 с.
Осипова, М.П. Педагогическое взаимодействие с семьей: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования / М.П. Осипова, Е.Д. Осипов. – Минск: ИВЦ Минфина, 2015. – 192 с.
Окулич, Н.А. Как стать успешным родителем: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования / Н.А. Окулич, под ред. М.П. Осиповой. – Минск: ИВЦ Минфина, 2015. – 192 с.
Более тридцати работ по проблеме семейного воспитания обучающихся подготовлено научным коллективом под руководством Осиповой М.П. Пособия подготовлены авторами на основе опытно-экспериментальной работы научно-методического центра «Школа-семья» при БрГУ имени А.С.Пушкина совместно с педагогами школ Брестской области, анализа многих теоретических источников, а также с учетом реализации государственной семейной политики, которая отражена в соответствующих нормативных документах.
3.     Организация работы учреждений образования по защите прав и законных интересов обучающихся
Актуальные задачи для системы образования в 2015/2016 учебном году – раннее выявление признаков ненадлежащего воспитания и содержания детей в семьях, своевременное выявление и учет обучающихся, нуждающихся в социально-педагогической и психологической помощи, обеспечение действенной социально-педагогической поддержки и оказание психологической помощи данной категории обучающихся.
Наряду с осуществлением функций по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, управлениям (отделам) образования,  учреждениям образования в рамках своей компетенции необходимо усилить работу по решению проблем профилактики социального сиротства, создать эффективную систему межведомственной работы по контролю за положением детей в семьях, повысить ответственность родителей за их воспитание.
В начале учебного года педагогам необходимо провести изучение условий жизни и воспитания несовершеннолетних в семьях, особое внимание следует уделить вновь поступившим учащимся.
Важным аспектом ранней профилактики социального неблагополучия первоклассников, выпускников дошкольных учреждений, является своевременная передача информации о несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и семьях с признаками семейного неблагополучия из учреждения дошкольного образования в учреждение общего среднего образования. Целесообразным является ежегодное проведение совместных психолого-педагогических консилиумов с целью представления информации об индивидуальных особенностях воспитанников и их семей, особенностях детско-родительского взаимодействия и наиболее эффективных методах коррекционной работы, а также передача в начале учебного года администрацией учреждений дошкольного образования материалов, содержащих информацию о работе с воспитанниками, признанными находящимися в социально опасном положении, специалистам СППС учреждений общего среднего образования, учащимися которых они становятся.
Работа по устранению причин социально опасного положения несовершеннолетних от 3 до 18 лет должна проводиться на основе взаимодействия специалистов СППС учреждения образования со специалистами социально-педагогических центров и других органов, осуществляющих в соответствии с законодательством профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Особое внимание региональным институтам развития образования и социально-педагогическим центрам необходимо уделить разработке методического обеспечения работы управлений (отделов), учреждений образования по профилактике социального сиротства, качественной подготовке и сопровождению семей, воспитывающих детей-сирот профессиональными и компетентными специалистами.
В целях дальнейшего повышения эффективности работы профессиональных замещающих семей особое внимание специалистам необходимо уделить разработке и реализации Плана развития приемной семьи (детского дома семейного типа). План разрабатывается с учетом изучения потребностей ребенка, его индивидуальных и возрастных особенностей, знаний и умений замещающих родителей и их запросов, тщательного анализа проделанной работы и является эффективной формой поддержки и развития приемных родителей (родителей-воспитателей) и их воспитанников.
Специалисты СППС учреждений образования, классные руководители должны стать непосредственными участниками реализации мероприятий, предусмотренных Планом развития приемной семьи (детского дома семейного типа). При составлении Плана развития приемной семьи рекомендуется использовать методический материал «Помощь специалистов в разработке и реализации Плана развития приемной семьи (детского дома семейного типа)», опубликованный в журнале «Диалог» (№ 7 за 2014 год).
С целью совершенствования знаний и умений, тщательного анализа проделанной работы профессиональные родители все активнее используют в своей деятельности информационные технологии. Повышению педагогической грамотности замещающих родителей способствует участие в проводимых Академией последипломного образования е-mаil– конференциях, семинарах, клубах.
Следует отметить, что наделение педагогов несвойственными функциями недопустимо. Работа социально-педагогической службы и всего педагогического коллектива должна быть выстроена в соответствии с ведомственной компетенцией. Необходимо исключить проведение мероприятий, не соответствующих возложенным на систему образования функциям: по установке автономных пожарных извещателей и др.
4.                 Формирование здорового образа жизни, ответственного и безопасного поведения. Воспитательно-профилактическая работа.
Актуальным направлением в новом учебном году остается дальнейшая работа по формированию здорового образа жизни и безопасного ответственного поведения учащихся. Важнейшей задачей реализации профилактических программ является формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью как к личной и общественной ценности, а также содействие в приобретении знаний, развитии умений и навыков здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, нравственного, безопасного и ответственного поведения. Главная цель работы педагогических коллективов – научить детей основам здоровой жизни, позитивному отношению к своему здоровью.
В последние годы серьезную озабоченность вызывают проблемы, связанные с проявлениями рискованного поведения подростков и молодежи, которые выражаются в их приобщении к никотину, алкоголю, наркотикам, в ранних половых контактах, склонности к аддиктивному и безответственному поведению. Кроме этого, подростки, юноши и девушки в возрасте от 14 до 18 лет – одна из наиболее уязвимых социальных групп, в среде которых активно распространяются алкоголизм, наркомания, ИППП, ВИЧ-инфекция, регистрируется беременность, отмечаются правонарушения.
В целях пресечения противоправных действий в сфере незаконного оборота наркотиков, предупреждения распространения и употребления психоактивных веществ в Республике Беларусь принят ряд нормативных и правовых документов (Государственная программа комплексных мер противодействия наркомании, незаконному обороту наркотиков и связанным с ними правонарушениям в Республике Беларусь, Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2011-2015 годы, Декрет Президента Республики Беларусь от 14 января 2014 г. № 1«О некоторых вопросах государственного регулирования оборота семян мака», Закон Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений», Комплекс мер по предупреждению употребления учащейся и студенческой молодежью табачных изделий, алкогольных напитков, наркотических, токсических и психотропных веществ и оказание нуждающимся несовершеннолетним, необходимой специализированной медицинской и иной помощи и др.). К началу нового учебного года Министерством образования будут разработаны рекомендации по применению порядка проведения психосоциального анкетирования на предмет употребления несовершеннолетними наркотических и психотропных веществ и их аналогов.
В целях обеспечения защиты жизни и здоровья граждан Республики Беларусь, создания условий для безопасного развития детей и молодежи, пресечения распространения наркомании как угрозы для демографии и здоровья нации, обеспечения безопасности общества и государства 28 декабря 2014 года Президентом Республики Беларусь подписан Декрет № 6 «О неотложных мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков». Декрет предусматривает как совершенствование уже существующего национального законодательства, так и ряд нововведений, не имеющих аналогов в нормах международного антинаркотического права.
Профилактика употребления обучающимися алкоголя, наркотиков и табака должна представлять собой систему психологических, социально-педагогических, медицинских и правовых мер, направленных на формирование у несовершеннолетних устойчивого неприязненного отношения к пагубным привычкам.
Несмотря на проводимую работу основным проблемным вопросом, требующим организации системной и целенаправленной деятельности по выявлению и последующему пресечению распространения, является употребление курительных смесей (далее – спайсов).
Сегодня работа всех субъектов профилактики требует организации проводимых с учащейся молодежью мероприятий на качественно новом уровне во взаимодействии с заинтересованными.
Министерством образования подготовлено и направлено в органы управления образованием письмо об усилении мер по противодействию распространения и употребления наркотических, веществ и, в первую очередь, спайсов и их аналогов.
В новом учебном году необходимо продолжить проведение мероприятий  по профилактике употребления наркотических, токсических веществ, спайса: единые дни информирования, тематические вечера, конкурсы и выставки плакатов и рисунков, тематических буклетов, тематические родительские собрания с приглашением специалистов: психологов, врачей, сотрудников правоохранительных органов, демонстрации соответствующих видеоматериалов, акции «Молодежь против наркотиков!», интернет-конференции, дискуссии по правовой тематике, работа клубов, для вхождения в которые необходимо быть свободным от разного рода зависимостей и т.д.
Антинаркотической профилактике в учреждениях образования будет способствовать проведение творческих мероприятий, которые приурочены Дню борьбы с наркотиками (1 марта), Международному дню борьбы с наркоманией и наркобизнесом (26 июня).
Во взаимодействии с заинтересованными следует провести для педагогов обучающие семинары по использованию эффективных форм работы с подростками, направленных на профилактику употребления наркотических веществ. Целесообразно предпринимать дополнительные меры по недопущению употребления, распространения курительных смесей и организовать перед педагогическими работниками, обучающимися и их родителями выступления сотрудников правоохранительных органов, работников здравоохранения о пагубном влиянии спайсов на организм человека с демонстрацией видеофильмов.
В каждом учреждении образования необходимо оформить информационные стенды, содержащие информацию о нормативных правовых актах, регулирующих правоотношения в этой сфере, о методах профилактики наркомании в молодежной среде, возможностях доступа к телефонам доверия органов наркоконтроля и иным Интернет-ресурсам антинаркотической направленности.
Отечественный и зарубежный опыт показывает, что наиболее эффективно в подростковой и молодежной среде работают программы равного обучения. В рамках таких программ после специальной подготовки волонтеры-инструкторы могут проводить среди сверстников обучающие занятия, используя групповые и индивидуальные формы работы. В помощь организации работы в данном направлении специалистами ГУО «Академия последипломного образования» разработан учебно-методический комплекс к учебной программе факультативных занятий для IX (X, XI) классов учреждений общего среднего образования «Подготовка волонтеров к реализации подхода «Равный обучает равного»[4].
Для организации целенаправленной работы по формированию культуры здорового образа жизни учащихся рекомендуем учебную программу факультативных занятий «Культура здорового образа жизни» для 9 (10) классов, размещенную на сайте Национального института образования (http://adu.by/?p=201).
Сегодня важно проводить работу по формированию и развитию психологической культуры обучающихся. Содержание воспитательной работы по формированию психологической культуры личности должно быть направлено на развитие творческого потенциала и ресурсных возможностей личности; формирование умений и навыков эффективной адаптации к изменяющимся условиям жизнедеятельности; повышение психологической компетентности, развитие коммуникативных способностей; коррекцию личностного развития и поведения; стимулирование процессов самопознания и самосовершенствования, стремления к самореализации. Формирование психологической культуры должно быть основано, в первую очередь, на гуманистических отношениях между субъектами воспитания.Данный подход является основой ненасильственного воспитания и профилактики суицидального поведения среди детей и подростков.
Сегодня особые усилия в социально-педагогической и психологической работе учреждений образования должны быть направлены на предупреждение формирования неформальных групп и сообществ, деятельность которых имеет асоциальные проявления (к примеру, футбольные фанаты).
         В ходе проведения профилактических мероприятий необходимо учитывать, что в настоящее время ценностные ориентации молодежи изменились и, в частности, в сфере досуга. Учащаяся молодежь используют свободное время не только для отдыха и развлечений, но и воспринимают его как возможность реализовать свои способности. Досуг молодежи отличается от досуга других возрастных групп в силу специфических потребностей учащихся и студентов и социально–психологических особенностей молодежного сознания: повышенной эмоциональности восприятия и реакций; высокой физической подвижности, динамичной смены настроения, зрительной и интеллектуальной восприимчивости.
Важным условием эффективности формирования у учащихся ценности здорового образа жизни и активного приобщения к нему является организация спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы. Органам управления образованием и учреждениям образования необходимо активизировать работу по созданию условий для занятий физической культурой и спортом. Следует более эффективно использовать имеющиеся спортивные и тренажерные залы, организовывать модернизацию спортивных площадок на территории школ, привлекать инвесторов.
5.    Трудовое, экономическое воспитание, профориентационная работа
В новом учебном году необходимо содействовать повышению эффективности трудового воспитания подростков, внедрению новых подходов к его организации.
Очень важно, чтобы ребенок с раннего детства почувствовал творческую радость и силу труда, его необходимость, почетность, смысл. Он должен внутренне испытать, что труд - источник здоровья и благополучия. С раннего детства формировать у ребенка потребность в созидательном, творческом труде – важная педагогическая задача.
Сегодня необходимо формировать экономическую культуру будущего гражданина, которая будет способствовать осуществлению эффективной экономической деятельности. Молодой человек должен уметь делать правильный выбор, быть конкурентоспособной личностью, владеть социально-экономическими знаниями и умениями, проявляя при этом самостоятельность, инициативность, ответственность.
Содержание экономического воспитания реализуется посредством развития молодежного предпринимательства, приобщения детей и молодежи к социально значимой деятельности через создание и функционирование учебных фирм, компаний, технопарков, бизнес-инкубаторов, старт-ап центров и т.д. Стимулирующую роль в реализации содержания экономического воспитания играют соревновательные мероприятия, конференции, фестивали, ярмарки, аукционы, олимпиады, тренинги, выставки, конкурсы, круглые столы, экскурсии, деловые игры, КТД и др. Важнейшими ресурсамиреализации данного направления воспитания являются учебные программы факультативных занятий, программы объединений по интересам, пособия. Поможет организации работы в этом направлении пособие: Мельничук, И.А. Экономическое воспитание младших школьников: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования / И.А. Мельничук; под ред. М.П. Осиповой. – Минск: ИВЦ Минфина, 2015. – 168 с.
В новом учебном году следует уделить особое внимание формированию финансовой грамотности обучающихся. Участие школьников в проектной и исследовательской работе способствует формированию базовых экономических и финансовых компетенций, повышению конкурентоспособности молодых людей на рынке труда.
Один из важнейших аспектов воспитательной работы − организация временной трудовой занятости обучающихся в свободное от учебы время. Национальным институтом образования подготовлены и размещены на сайте Министерства образования рекомендации по организации общественно полезного труда учащихся 5-11 классов учреждений общего среднего образования.
Необходимо как можно шире внедрять новые формы организации профориентационной работы. В учреждениях образования с подростками и старшеклассниками необходимо проводить психологические занятия, на которых рассказывать учащимся, как выбирается профессия, какую роль в этом играют интересы, склонности и способности человека, о критериях оценки своих возможностей, о роли и способах самовоспитания.
Следует использовать комплекс мероприятий по профпросвещению (информирование, пропаганда, агитация): рекламные проспекты, информационные бюллетени, листовки, информационные письма, буклеты, раскрывающие особенности профессионального становления, приоритеты учреждений профессионально-технического образования, перспективы трудоустройства выпускников в соответствии с запросами рынка труда. Информацию целесообразно размещать как на информационных стендах, так и на официальных сайтах учреждения общего среднего образования.
Необходимо использовать опыт учреждений дополнительного образования детей и молодежи в совместных со школой интегрированных воспитательных, досуговых программах в соответствии с интересами и возможностями учащихся, потребностями государства в подготовке кадров. С этой целью необходимо шире внедрять современные интерактивные формы работы: хобби-центры, профильные и многопрофильные клубы, школьные бизнес-компании, дискуссии по вопросам профессионального самоопределения старшеклассников с привлечением представителей различных профессий, конкурсы творческих проектов, дни открытых дверей в организациях и на предприятиях, трудовые акции, научные общества учащихся и др. Необходимо активно использовать возможности информационных технологий и интернет-ресурсов.
В целях совершенствования системы профессиональной ориентации среди молодежи, повышения имиджа рабочих профессий Республиканским центром инновационного и технического творчества проводятся республиканская выставка-ярмарка «Город мастеров», смотр технического и декоративно-прикладного творчества учащейся молодежи, тематические и персональные выставки творческих работ молодежи. Особой популярностью среди обучающихся учреждений профессионального образования пользуется конкурс WorldSkills – соревнования по профессиональному мастерству для молодых людей, своеобразные олимпийские игры для начинающих рабочих и специалистов, проводимые каждые два года в международном формате на протяжении  уже более 60 лет. В настоящее время насчитывается 72 страны-участницы движения WorldSkills. В январе 2014 года к движению WorldSkills присоединилась и Республика Беларусь. При проведении профориентационной работы в учреждениях общего среднего образования и  в целях повышения имиджа рабочих профессий следует знакомить школьников с возможностями данного конкурса.
В новом учебном году важно организовать работу социально-педагогической и психологической службы учреждений образования по постоянному сопровождению допрофильной подготовки и профильного обучения обучающихся.
Одна из особенностей профильного обучения, которое вводится с 1 сентября 2015 года, – это его профессионально ориентированная направленность. Во время факультативных занятий (в том числе и межшкольных) организуется проведение профессионально ориентированных курсов (например, "Введение в профессию", "Профессия – педагог") для ориентации на получение педагогических, военных и иных специальностей.
Целью специалистов СППС в работе с учащимися 5-9 классов является: формирование и развитие у учащихся интереса к профессиональному труду на основе практического включения в различные виды деятельности, осознания собственных интересов, склонностей и способностей, а также информирования о мире профессий; с обучающихся в 10-11 классах: уточнение социально-профессионального выбора и развитие профессионально важных качеств в условиях избранного профиля обучения.
6.    Совершенствование работы учреждений общего среднего образования в шестой школьный день
В новом учебном году необходимо обеспечить новые подходы в организации шестого школьного дня, предусмотрев в этот день обязательное проведение с учащимися различных спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, иных воспитательных мероприятий, организацию профориентационной работы и трудового воспитания, а также работу в социуме и с родителями, опираясь на рекомендации «Методические аспекты совершенствования воспитательной работы в шестой школьный день», размещенные на сайте Министерства образования http://edu.gov.by. в разделе Информационно-аналитические и методические материалы управления социальной, воспитательной и идеологической работы.
В полной мере должен быть выработан механизм межведомственного взаимодействия в организации шестого школьного дня на уровне гор(рай)исполкомов, администраций районов г.Минска. Необходимо разработать и утвердить на уровне гор(рай)исполкомов, администраций районов г.Минска координационные межведомственные планы работы в шестой школьный день со всеми заинтересованными (отделами культуры, спорта, органами здравоохранения, МВД, МЧС, общественными организациями и др.).
Необходимо организовать в сельских районах на базе учреждений общего среднего или дополнительного образования детей и молодежи (при наличии соответствующей базы) зональные центры по проведению мероприятий шестого школьного дня для учащихся сельских школ и при необходимости обеспечить обязательный подвоз обучающихся.
Требует совершенствования физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа, в части обеспечения массового охвата учащихся физкультурно-оздоровительными мероприятиями и максимальной загрузки спортивных залов и стадионов.
Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа должна стать приоритетным направлением работы учреждений общего среднего образования в шестой школьный день. Руководителям учреждений образования и органов управления образованием необходимо обеспечить действенный контроль за организацией шестого школьного дня с обязательным акцентом на его физкультурно-оздоровительную направленность. К началу нового учебного года учреждением «Республиканский центр физического воспитания и спорта учащихся и студентов» будут разработаны и размещены на сайте Министерства образования http://edu.gov.by методические рекомендации по совершенствованию физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в учреждениях общего среднего образования (Приложение 3 к инструктивно-методическому письму).
Необходимо создать в каждом учреждении образования школьные команды по игровым и другим видам спорта, группы поддержки с организацией их регулярных тренировок и региональных соревнований (в первую очередь, в шестой школьный день).
Следует обеспечить в шестой школьный день обязательную работу специалистов СППС по заранее составленному графику, в первую очередь, с детьми, находящимися в социально опасном положении, состоящими на учете в ИДН, воспитывающимися в замещающих семьях. Необходимо обеспечить их полную занятость в выходные дни с учетом интересов и способностей. Суббота – благоприятный день для проведения различных воспитательно-профилактических и коррекционно-реабилитационных, развивающих и досуговых мероприятий, а также работы с родителями.
Родительская общественность должна быть максимально вовлечена в организацию шестого школьного дня. Следует более широко привлекать родителей к работе спортивных залов, школьных стадионов, спортивных секций, объединений по интересам, проведению физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий.
Необходимо организовать работу учреждений дополнительного образования детей и молодежи в шестой школьный день в тесном взаимодействии с учреждениями общего среднего образования, обеспечив работу объединений по интересам в шестой школьный день не менее 80%. Инструктивно-методическое письмо «Особенности организации образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи в 2015/2016 учебном году» размещены на сайте Министерства образования http://edu.gov.by (Приложение 5 к данному инструктивно-методическому письму).
Следует обеспечить функционирование компьютерных классов и спортивной базы учреждений образования, а также школьных библиотек в шестой школьный день с максимальным охватом обучающихся. Необходимо расширить предоставляемые образовательные услуги учреждениями образования в шестой школьный день, в том числе на платной основе.
Министерство образования рекомендует утвердить приказом руководителя учреждения образования продолжительность шестого школьного дня в режиме работы учреждения образования и предусмотреть в правилах внутреннего распорядка организацию работы в шестой школьный день (примерная продолжительность пребывания учащихся в учреждении образования – 4 часа).
В 2015 году на базе НДЦ «Зубренок» запланировано проведение республиканского конкурса на лучший проект по организации шестого школьного дня. Необходимо принять действенные меры по подготовке к республиканскому этапу конкурса проектов воспитательной деятельности в шестой школьный день, сделав особый акцент на их спортивно-массовую и физкультурно-оздоровительную направленность, здоровый образ жизни. Условия проведения конкурса размещены в Приложении 6 к инструктивно-методическому письму.
Заключение
Социальная, воспитательная и идеологическая работа в учреждениях общего среднего образования требует постоянного внимания, поиска и реализации новых подходов к ее организации, дальнейшей оптимизации документооборота. Необходимо совершенствовать региональные модели воспитания, неуклонно повышать эффективность работы по формированию у обучающихся культуры здорового образа жизни, ценностного отношения к труду, профессиональной деятельности, как можно шире использовать информационно-коммуникационные технологии, повышать профессиональную компетентность педагогических кадров.
 Примечание: приложения к инструктивно-методическому письму будут размещены на интернет-портале Министерства образования Республики Беларусь и опубликованы в Сборнике нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь.
 
 [1] Из выступления Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко на 42-ом съезде Белорусского республиканского союза молодежи 20 января 2015 года

[2] Размещен в инструктивно-методическом письме Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации и планирования идеологической и воспитательной работы в учреждениях общего среднего образования в 2011/2012 учебном году».Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь № 15, 2011г.
[3] Перечень информационно-образовательных ресурсов, рекомендуемых для использования в воспитательной работе: приложение 3 к инструктивно-методическому письму «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2012/2013 учебном году» // Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь. – 2012. – №18; Методические рекомендации по использованию официального интернет-сайта учреждения общего среднего образования в воспитательной работе: приложение 7 к инструктивно-методическому письму «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы  в учреждениях общего среднего образования в 2012/2013 учебном году» // Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь. – 2012. – №18.

  1. [4] Материалы предназначены в помощь педагогам по подготовке волонтеров-инструкторов - подростков, юношей и девушек (14 - 18 лет) к волонтерской работе по формированию здорового образа жизни и безопасного ответственного поведения среди сверстников в соответствии с подходом «Равный обучает равного». Названные и другие материалы по организации работы в этом направлении размещены на сайте Академии последипломного образования http://www.academy.edu.by/component/content/article/45/732-19122013.html, http://www.academy.edu.by/component/content/article/45/445-2012-07-20-11-37-47.html