Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи (культурно-досуговый профиль)

16 April 2015

УТВЕРЖДЕНО

 

Заместитель
Министра образования

                                                                                                       Якжик В.В.

                                                                           12.07.2013 г.

 

Типовая программа дополнительного

образования    детей    и      молодежи

(культурно-досуговый профиль)

 

В практике деятельности учреждений дополнительного образования детей и молодежи досуг рассматривается как фактор социализации детей и учащейся молодежи, как культурно-образовательное пространство, в котором учащиеся имеют возможность свободного выбора форм и видов познания, общения, творчества. В учреждениях дополнительного образования детей и молодежи реализуются типовые образовательные программы, объединений по интересам, экспериментальные, индивидуальные; образовательные программы культурно-досугового профиля, включающие многообразие форм организации свободного времени детей всех возрастных категорий.

Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи культурно-досугового профиля является техническим нормативным правовым документом, определяющим цели, задачи, содержание и результат деятельности в сфере досуга детей и молодежи. На ее основе разрабатываются программы объединений по интересам данного профиля.

Программа объединения по интересам культурно-досугового уровня имеет следующую структуру:

  • пояснительная записка;
  • учебно-тематический план;
  • содержание программы;
  • формы и методы реализации программы;
  • ожидаемые результаты;
  • литература.

 

Пояснительная записка

Программа дополнительного образования детей и молодежи культурно-досугового профиля имеет социально-педагогическую направленность и ориентирована на формирование у учащихся культуры досуга, мотивацию к творчеству и познанию, способствует удовлетворению интересов в различных областях знаний и творческой деятельности.

Программа может включать в себя направления и виды деятельности иных профилей (художественного, технического, эколого-биологического, физкультурно-спортивного, военно-патриотического и др.), определяемых положением об учреждении дополнительного образования детей и молодежи.

Она может иметь многоаспектную направленность по целям и задачам, содержанию, формам и методам, ожидаемым результатам, исходя из специфики деятельности учреждения дополнительного образования детей и молодежи, социального заказа, контингента учащихся, ресурсного обеспечения ее реализации.

Цель программы:  создание условий для развития общей культуры учащихся, творческой индивидуальности.

Задачи программы:

  • развивать творческие, интеллектуальные, физические способности учащихся;
  • приобщать к основам мировой художественной и национальной культуры;
  • формировать культуру содержательного, полезного отдыха;
  • развивать эмоциональную сферу учащихся, воспитывать культуру общения, поведения, речи;
  • укреплять здоровье;
  • обучать основам культуры быта;
  • способствовать социальной адаптации и стимулировать социальную активность.

Принципы реализации программы:

  • природосообразности (учет возрастных, физических, физиологических, психологических особенностей учащихся, их социального развития);
  • культуросообразности (максимальное использование в образовательном процессе культуры той среды, общества, региона, нации, страны, где живет учащийся);
  • сочетания индивидуального подхода и коллективного характера в образовательном процессе (организация такой работы с учащимися, которая требует от каждого умения сотрудничать, координировать совместные действия, быть активным);
  • сотрудничества и диалогичности (равноправное взаимодействие педагога и учащихся в реализации программы).

Объединения по интересам культурно-досугового профиля создаются из числа детей и молодежи, объединенных общим интересом к конкретному направлению деятельности, к ним могут относиться: кружок организаторов досуга, клуб (КВН, любителей искусств, поэзии, музыки), гостиная (литературная, музыкальная, театральная), театр игры и другие. Наполняемость объединения, продолжительность занятий должны соответствовать возрасту учащихся, году обучения и учебно-программной документации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи.

 

Учебно-тематический план

Учебно-тематический план объединения по интересам культурно-досугового профиля определяет количество часов на теоретические и практические знания. Учебно-тематический план может быть составлен по модульному типу, где каждый модуль является законченным разделом плана. Например, для объединения по интересам «Организаторы досуга», это могут быть модули (блоки, разделы): «Игровая деятельность», «Основы сценарного мастерства», «Основы режиссуры и постановочной работы», «Основы актерского мастерства» и другие.

Если программа рассчитана на два (и более) года обучения, она строится по концентрическому принципу (повторение тем, разделов с более глубоким их освоением на новом уровне реализации программы).

Учебно-тематический план может быть построен и другим образом: темами, разделами его являются типы досуговых программ (по А.Б. Гальченко, Л.Н. Буйловой, Н.В. Клёновой):

  • разовая культурно-досуговая программа;
  • конкурсно-игровая программа;
  • праздничная программа;
  • театрализованная игра;
  • игра-спектакль;
  • длительная игровая программа.

Основа таких программ – игровая деятельность.

 

 

Содержание программы

Содержание программы включает специальные теоретические знания и практическую деятельность по организации и проведению мероприятий, способствующих творческой самореализации учащихся и их описание.

Содержание программы по игровой деятельности включает понятия, функции, роль, классификацию игр и их особенности, методики организации и проведения, практические занятия по совершенствованию умений и навыков и их краткое описание.

 

Ожидаемые результаты

Программа культурно-досугового профиля должна быть ориентирована на достижение определенных результатов в зависимости от возраста учащихся и года обучения. В качестве таковых могут быть запланированы:

  • осмысление учащимися ценности собственного досуга для развития и самореализации через определенный вид деятельности;
  • приобретение практических умений и навыков организации досуговых дел;
  • повышение общей культуры, культуры общения, взаимоотношений, речи, быта и т.п.
  • развитие самостоятельности, активности, инициативности;
  • овладение навыками основ актерского мастерства; технологией написания сценария культурно-досуговых мероприятий;
  • формирование представлений об особенностях и специфике постановки и проведения праздничных, зрелищных массовых мероприятий;
  • умение самостоятельно разрабатывать организовывать и проводить массовые мероприятия.

 

Формы и методы реализации программы

Реализация типовой программы культурно-досугового профиля требует форм и методов, направленных на создание условий для достижения целей и задач, ожидаемых результатов освоения программы.

Общие организационные формы взаимодействия педагога и учащихся: групповая, коллективная, индивидуальная.

Формы занятий объединения по интересам культурно-досугового профиля: лекция, заседание клуба, традиционное занятие, интегрированное, комбинированное занятие, практическое занятие, семинар, тренинг, игра, экспедиция, путешествие, диспут, турнир, соревнование, зрелищное мероприятие, благотворительные мероприятия, трудовые десанты и другое.

Формы подведения итогов образовательного процесса: конкурс, турнир, самостоятельная работа, защита творческого проекта, тесты/зачеты по теоретическому материалу программы, отчетное (итоговое) занятие и другие.

Для успешной реализации программы необходимо:

  • методическое обеспечение (наличие, накопление и обновление методической и специальной литературы; дисков, видеокассет с учебным материалом);
  • материально-техническое обеспечение (учебный кабинет, необходимое оборудование, инструменты и др.);
  • кадровое обеспечение (педагог дополнительного образования, специалист в области игровых технологий, специалист по профилю, направлению деятельности объединения по интересам).

 

Литература

  1. Буйлова, Л.Н. Как организовать дополнительное образование в школе? / Л.Н. Буйлова, Н.В. Клёнона // М.: АРКТИ, 2005.
  2. Вашнева, В.И. Организация детско-юношеского досуга как условие социализации / В.И. Вашнева // Праблемывыхавання. – №7, 2004.
  3. Евладова, Е.Б. Дополнительное образование детей / Е.Б. Евладова. – М.: Центр, 2002.
  4. Жарков, А.Д. Организация культурно-досуговой работы: учебное пособие для студентов институтов культуры / А.Д. Жарков. – М.: Просвещение, 1989.
  5. Жарков, А.Д. Технологии культурно-досуговой деятельности: учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств / А.Д. Жарков. – М., 1998.
  6. Карелова, И.М. Проектирование игровых досуговых программ: учебно-методическое пособие / И.М. Карелова. – СПб, 2011.
  7. Кодекс Республики Беларусь об образовании. – Минск: Национальный институт правовой информации Республики Беларусь, 2011.
  8. Куприянов, Б.В. Формы воспитательной работы с детскими объединениями: учебно-методическое пособие. – Кострома, 2000.
  9. Материалы международной научно-практической конференции «Воспитательное пространство: восхождение к будущему», Мн.: МГДДМ, 2004.
  10. Материалы республиканской научно-практической конференции «Культурно-досуговая деятельность учреждений внешкольного воспитания и обучения как условие формирования социально активной личности». – Мн.: Нац. центр худ.тв-вадетей и молодежи, 2010.
  11. Положение об учреждении дополнительного образования детей и молодежи.