25-05-2015

 

 

 

 

 Отдел образования, спорта и туризма Кормянского райисполкома

 ГУО «Средняя школа № 1 г.п. Корма»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ

ВО ВНЕКЛАССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Выполнила

Головнева Инна Михайловна

учитель истории и обществоведения

          Педагоги, психологи и методисты всегда уделяли большое внимание проблеме активизации деятельности учащихся в процессе обучения, поскольку сознательное и прочное усвоение знаний и осознанное формирование способов действий происходит, прежде всего, в процессе активной умственной деятельности обучаемых.

         Следует отметить, что в основе широко распространенной классификации методов обучения на активные и пассивные (В. А. Беловолов) лежит уровень познавательной активности обучаемых. Пассивное обучение организуется, как правило, по схеме «учитель ® ученик». Активное обучение соответствует схеме «учитель « ученик», что позволяет организовать диалог школьников с учителем.

         В последнее время педагогами и психологами уделяется внимание интерактивным методам обучения, позволяющим создавать ситуации для активного взаимодействия всех учащихся друг с другом (работа в парах, тройках, группах), то есть строить обучение по схеме «учитель « ученик « ученик». Организованное таким образом взаимодействие позволяет школьникам активно участвовать в познавательном процессе, приобретая при этом необходимые знания и умения.

         Понятие «интеракция» в психологическом словаре трактуется как способность взаимодействовать с чем-либо (компьютер), или кем-либо (человек).

         Понятие «интерактивное обучение» рассматривается в психолого-педагогической литературе по-разному. Например, его определяют как «совместный процесс познания, где знание добывается в совместной деятельности через диалог, полилог учащихся между собой и учителем» .  Наиболее емкое определение интерактивного обучения, с нашей точки зрения, приводит Т. С. Панина, которая рассматривает его как «способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся: все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия коллег и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем» .

         Интерактивный метод – форма взаимодействия, ориентированная  на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения.

         Отсюда следует, что главная особенность интерактивного обучения в том, что процесс учения происходит в совместной деятельности, а все виды групповой  формы могут быть отнесены к формам интерактивного обучения. Сюда же можно отнести и коллективный способ обучения, под которым понимается такая форма организации учебной деятельности, когда один  учит всех, а все учат каждого.

         Главные задачи интерактивных средств обучения:

·  обеспечить диалоговый характер обучения,  исключить  монологическое преподнесение учебного материала ;

·  исключить дублирование информации, которая может быть получена учащимися самостоятельно из доступных источников;

  · способствовать отработке в различных формах коммуникативных компетенций учащихся. 
         В одной китайская притче говорится: «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; дай сделать – и я пойму».  В этих словах находит свое отражение суть интерактивного обучения.

           К методам интерактивного обучения относятся те, которые способствуют вовлечению в активный процесс получения и переработки знаний:

         1. «Мозговой штурм»;

         2. Мини-лекция;

         3. Работа в группах;

         4. Ролевая игра;

         5.  Разработка проекта;

         6.  Решение ситуационных задач;

         7. Инсценировка; 

         8. Проигрывание ситуаций;

         9. Выступление в роли обучающего;

         10.Обсуждение сюжетных рисунков и др.

         Основой реализации интерактивных подходов к содержанию обучения является разработка и использование  интерактивных заданий и упражнений, которые будут выполняться учащимися. Основное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового.

         Именно поэтому каждое интерактивное задание – это творческое учебное задание, которое требует от учащихся не простого воспроизводства информации, а содержит больший или меньший элемент неизвестности и имеет, как правило, несколько подходов.

         Творческие задания активизируют эмоционально-волевые и интеллектуальные психические процессы, способствуют формированию творческих возможностей школьников.

         Интерактивную работу можно применять и на уроках усвоения материала, и на уроках по применению знаний, а также делать её вместо опроса или обобщения.

         Групповая работа – как форма интерактивного обучения представляет много возможностей для индивидуализации, особенно, если группы составлены из схожих по какому-либо признаку учащихся, причем тогда для каждой группы подбираются специальные задания. В малой группе учащийся находится в более благоприятных условиях, чем при фронтальной работе.

         Отдельного внимания требует организация работы в малых группах, когда нужно решить сложные проблемы коллективным разумом. Существует несколько условий для эффективной организации такой работы. Прежде всего, ученики должны владеть знаниями и умениями для выполнения задания. В каждой группе ученик играет определённую роль, которую ему выбирает учитель (спикер, секретарь, посредник, докладчик). В обязанности спикера входит: читка задания группе, организация выполнения, приобщение группы к работе, подведение итогов работы и назначение докладчика. Секретарь ведёт записи работы группы, одновременно он должен быть готов высказывать свои мысли при подведении итогов. Посредник следит за временем и стимулирует работу в группе. Докладчик высказывает мысли группы, показывая результаты работы группы.

         Каждая группа получает задания и чёткие инструкции по его выполнению. При этом учитель должен помогать в организации работы групп, не привлекая на себя особого внимания.

         При подведении итогов работы ученики предлагают результаты работы. Учителем комментируется работа групп с точки зрения учебных задач. В конце каждого занятия ученики высказывают свое мнение о предложенной форме работы.

         Интерактивные методы ни в коем случае не заменяют лекционные формы проведения занятий, но способствуют лучшему усвоению лекционного материала и, что особенно важно, формируют мнения, отношения, навыки поведения.

         Психологами было установлено, что в условиях учебного общения наблюдается повышение точности восприятия, увеличивается результативность работы памяти, более интенсивно развиваются такие интеллектуальные и эмоциональные свойства личности,  как – устойчивость внимания, умение его распределять; наблюдательность при восприятии; способность анализировать деятельность партнера, видеть его мотивы, цели. Интерактивное обучение  помогает ребенку не только учиться, но и жить. Таким образом, интерактивное обучение – несомненно, интересное, творческое, перспективное направление нашей педагогики.