23-11-2015

Мельникова Таиса Ивановна, классный руководитель

 10 класса ГУО «Хизовская средняя школа Кормянского района»

Постоянный рост темпа появления новых знаний, потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении уровня квалификации делает использование компьютера как рабочего инструмента не модным веянием, а острой необходимостью в работе квалифицированного специалиста, в том числе и классного руководителя. Педагогу необходимо готовить учащихся к разнообразным видам деятельности, связанным с обработкой информации, в частности, освоении средств информатизации и ИКТ.

Использование ИКТ в организации воспитательного процесса внесло изменения в жизнь нашего класса. Учащиеся  стали активными участниками воспитательного процесса, превратились в партнёров (помогают в подготовке и проведении классных часов, внеклассных мероприятий).

Ребята с удовольствием готовят презентации, подбирают музыкальное сопровождение мероприятий, проводят видеосъёмки мероприятий, снимают ролики о школьной жизни, проводят соцопросы жителей нашего школьного государства. Различные информационные сайты позволяют учащимся не только получать новую информацию, но и участвовать в обсуждении различных волнующих их проблем.

Ребята ведут электронный фотоальбом нашего класса, в котором запечатлены самые интересные события и факты из жизни класса. Собранные фото- и видеоматериалы будут использоваться для создания специальных «интерактивных» альбомов для выпускников. 

Использование информационных технологий дает возможность представить воспитательную систему на качественно новом уровне.

Так, при планировании работы в классе обязательно привлекаю учащихся. Это способствует развитию их творческой активности, самостоятельности, ответственности. Ребята более охотно участвуют в подготовке и проведении  совместно разработанных мероприятий. Важно при этом, чтобы каждый нашёл себе дело по душе.  Ребятам предоставляется возможность определить для себя форму, характер своего участия и ответственности. Каждый находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, т.е. создания нового. Учитывая интерес современных подростков к компьютерным технологиям, обязательно предлагаю задания, занятия с их использованием.

Организованная таким образом работа способствует формированию и сплочению классного коллектива и формированию творческой личности учащегося в информационной среде. Учащиеся начинают воспринимать компьютер как инструмент для общения, обучения, самовыражения, творчества. У ребят формируется умения и навыки самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, навыки использования информационных технологий.

С удовольствием ребята участвуют в организации и проведении интеллектуальных игр, викторин, таких как «Своя игра», «Кто хочет стать миллионером?», «Что? Где? Когда?».  Они сами  продумывают задания, отбирают вопросы и оформление мероприятия, используя материалы, опубликованные в Интернете или из литературных источников, решают, как оценивать участников, придумывают различные номинации. Ребятам приходится анализировать материалы, информацию, продумывать план своих действий, распределять обязанности, анализировать свою деятельность. Такое мероприятие является своеобразным творческим проектом, который пополняет методическую копилку и  может использоваться другими учащимися и педагогами.

С удовольствием учащиеся класса принимают участие в изучении родного края. Огромную помощь в организации нашей исследовательской работы, оформлении и презентации результатов оказывают информационные технологии. В 8 классе я предложила ребятам поучаствовать в краеведческом проекте « Моя малая Родина».  Как известно, любовь к Родине начинается с любви к своей семье, к своему дому, улице, школе, в которой прошло твоё детство и юность, к родному селу, которое является частицей твоей страны. Начинали с небольших индивидуальных проектов по изучению своей семьи. Результатом  стали презентации « Мой радавод », в которых ребята отражали историю своей семьи. С глубоким почтением и гордостью ребята представляли свои работы на классном часу, чувствуя свою причастность к изучению прошлого своей семьи. Интересные факты, истории семьи были озвучены ребятами на общешкольном празднике, посвященном Дню матери.

Далее  мы обратились к изучению нашего школьного коллектива. Так появился проект «Школа – отражение демографических процессов региона». Определив интересующие их вопросы, ребята проводили школьную перепись населения, проводили анализ результатов, используя компьютерные технологии. Мы расширили масштабы своих исследований, рассмотрев местные демографические тенденции на уровне Кормянского района, Гомельской области, выявили демографические проблемы нашего региона, предложили своё виденье решения существующих проблем.

В рамках работы над проектом ребята работали с архивными материалами, современными статистическими данными, встречались со специалистами статистического отдела района, использовали материалы информационных сайтов. Защита проекта осуществлялась на школьной ученической конференции.

В рамках работы над проектом учащиеся заинтересовались архивными материалами школьной музейной комнаты, нашли очень интересные факты из истории нашей школы. Ребят заинтересовала работа школьных юннатов, достижения которых были оценены на всесоюзной выставке в Москве. К опыту работы школы обращались тогда из многих республик Советского Союза. Так, зародился ещё один проект «История Хизовской школы».     Многочисленные материалы школьной музейной комнаты были представлены ребятами в электронном виде в виде презентации. История школы была рассмотрена на фоне исторических событий нашей страны.     Музейные материалы были дополнены современными фактами и событиями современной жизни школы, достижениями современных школьников. Работая с архивными материалами, ребята познакомились со знаменитыми земляками, выпускниками нашей школы, фамилии которых нашли своё отражения в местных географических названиях. Такие открытия положили начало к дальнейшему коллективному делу по изучению родного края.

Исследование было продолжено через изучение местных топонимов. Ребята изучали происхождение названий улиц агрогородка Хизов. Они работали в группах по определенному плану: встречались с жителями населенного пункта, работали с архивами местной библиотеки, литературными источниками, встречались со специалистами КСУП “Богдановичи”, составили план населенного пункта. Результатом проекта стали презентации «Мінулае і сучаснае вёскі Хізаў Кармянскага раёна»,«Аб чым сведчаць назвы вуліц в.Хізаў», “Карта-схема малой Радзімы”.  Результаты работы ребята представили на классных часах, пригласив учащихся младших классов.

         В ходе работы участникам проекта зачастую приходилось становиться на место своих героев, “проживать” их судьбу. Это оказывало сильное эмоциональное воздействие. Я считаю, что таким образом учащиеся приходят к прочувствованному и более глубокому пониманию изучаемой эпохи истории, поступков представителей прошлых поколений. Учащиеся получают удовлетворение от сделанной творческой работы, возможности донести до других свои выводы, чувства, переживания, осознания необходимостии востребованности своего труда.

Сейчас ребята работают над новым коллективным проектом по изучению природы родного края: разрабатывают маршрут экологической тропы.

Большое внимание в организации воспитательной работы в классе стараюсь уделять формированию у учащихся отношения к своему здоровью как к одной из важнейших  ценностей, стараюсь прививать навыки и стремления  учащихся к здоровому образу жизни. Решению этих задач способствуют мероприятия с использованием презентаций, фильмов, фотографий, что оказывает на учащихся сильное эмоциональное воздействие.

Таким образом, работа классного руководителя с использованием ИКТ обеспечивает широкую творческую деятельность учащегося в информационной среде, развивает самостоятельность, формирует чувство ответсвенности.